Опасный статус

Первое обсуждение закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта» прошло в декабре 2005 года. Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы подготовил документы ко второму чтению еще в июле 2006 года, однако с тех пор обсуждение законопроекта переносилось уже 12 раз. На прошлой неделе была названа очередная дата – 2 октября.

Пока в России действуют два закона, которые регламентируют порядок страхования ответственности владельцев ОПО: «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и «О безопасности гидротехнических сооружений». Однако эти законы реально защищают слабо. По словам заместителя гендиректора компании «Русский мир» Евгения Гуревича, страхованием охвачено не более 15% организаций. Сегодня законодательство позволяет страховаться на незначительные суммы (максимум – 7 млн рублей), которых не хватает на реальное покрытие ущерба.

«Принципиальный момент нового закона – увеличение страховых сумм, – говорит заместитель гендиректора «Ингосстраха» Николай Галушин. – Но это не просто номинальное страхование ради страхования, но и увеличение выплат в таком объеме, который бы реально удовлетворил всех пострадавших. Представим себе хладокомбинат в центре крупного города, выбросивший в атмосферу хлор и аммиак. О каком всестороннем возмещении ущерба можно говорить, если страховая сумма всего семь миллионов рублей?».

По новым «расценкам» размер страхового покрытия будет колебаться в диапазоне от 10 млн до 6,5 млрд рублей. По оценке одного из авторов законопроекта, президента Всероссийского союза страховщиков Александра Коваля средний размер базового тарифа составит около 0,2% от объема ответственности. То есть при объеме ответственности, скажем, в 6,5 млрд рублей предприятия будут платить за полис ОПО порядка 13 млн рублей.

В Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) считают, что тарифы необоснованно завышены. РСПП обратился с письмом к спикеру Госдумы Борису Грызлову, где утверждается, что разработчики документа в его финансово-экономическом обосновании привели необоснованные данные. Союз произвел собственные расчеты на основании официальной статистики МЧС и Ростехнадзора. Согласно полученным данным, если бы в 2005 году закон об ОПО уже действовал, суммарные выплаты составили бы всего 730 млн рублей. Тогда как авторы документа доказывают обоснованность страховых выплат в размере 10,46 млрд рублей. Получается, что на выплаты было бы направлено всего около 3% от общего сбора премий (их предполагаемых объем оценивается в 25 млрд рублей), а оставшиеся 97% страховщики положили бы себе в карман.

«В РСПП, похоже, усомнились в компетентности правительства. Аргументация, приведенная в письме, является фальсификацией документов, ибо опирается на законопроект первого чтения. Всем же, кто знаком с документами ко второму чтению ясно, что они изменились, как изменились и приведенные в них цифры», – заявил вице-президент Национального союза страховщиков ответственности Алексей Ферапонтов. В РСПП на это отвечают, что использовали информацию, которая была в открытом доступе. «Во время исследований мы отталкивались от официальных данных, утвержденных Госдумой, – комментирует директор департамента РСПП по связям с органами госвласти и законодательству Ирина Котелевская. – Наша критика не означает, что мы против страхования ОПО. Мы за соразмерность тарифов выплатам».

Журнал «Финанс.» №35 (221) 17 сентября — 23 сентября 2007 — Страхование
Нина Забелина, Ксения Леонова

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.