Сергей Богданов: «Российский автолюбитель знает все о технических новинках»

— Сергей, довольны ли в российском представительстве Ford динамикой продаж за первые 9 месяцев этого года?

— Конечно, нам нравится, как растет рынок. И свои намерения нам удается выполнять — наша доля на рынке в прошлом году составила 11,1%, как и было запланировано. В текущем мы поставили себе планку в 11,4% и пока идем верным курсом: по итогам последних 9 месяцев наша доля составляет 7,5-7,8%, то есть к концу года все должно получиться.

— А если нет?

— Почему? Дело в том, что эта цифра 7,8% обусловлена тем, что в течение целых трех месяцев мы не продавали Focus 1 — его просто не было. И эта проволочка пришлась как раз на самые лучшие месяцы с точки зрения покупательной активности: апрель, май, июнь.

— Есть мнение, что в России наибольшей популярностью пользуются машины в ценовом диапазоне до $10 тыс. У Ford нет желания попробовать занять и эту нишу?

— На этот сегмент мы не ориентируемся. Зачем? Во-первых, я не считаю, что россиянин предпочитает дешевые автомобили. Наоборот, он больше тяготеет к техническим новинкам — как представитель самой читающей нации, он, возможно, не мог себе позволить многого, но зато обо всех новшествах читал и замечательно владеет вопросом. А во-вторых, отечественный авторынок — это класс С, любимый всеми россиянами «размер» автомобиля. Ну, может, только в больших городах из-за плотных потоков пользуется спросом В-класс.

— Кстати, о B-классе: как дела у модели Fiesta? Я редко встречаю ее на улицах. Какие-то проблемы с реализацией?

— Уже нет. В прошлом году мы продали всего 200 машин, но в этом планируем реализовать 1800 благодаря тому, что ввели новые опции, перестроили ценовую политику плюс разработали программу розничного финансирования — она стартовала 1 июля.

— Розничное финансирование — это что? Кредитование?

— Это кредитование при покупке автомобиля по ставке 4,9% в валюте, на наш взгляд, весьма привлекательной. При этом банк не берет комиссии, не взимает никаких других плат и т. д. Правда, такая схема действует только при 40-процентном первоначальном взносе.

— А как у банков возникло желание кредитовать под такой низкий процент?

— По большому счету мы сами стимулируем банки — по сути, субсидируем часть процентной ставки.

— То есть вы сами доплачиваете банкам?

— Это финансовые инструменты, которые мы придумали, и пока делиться секретами не хотим. Кстати, Ford был пионером на рынке российского автокредитования — с 2002 года, когда открыл завод в России. Сначала ставки были 9% годовых в валюте, что тоже, согласитесь, невысоко.

— Тогда назовите кредитные организации, о которых идет речь.

— Это те, с которыми мы давно работаем, — Райффайзенбанк, Международный московский банк и др. Они знают нас, знают наших дилеров, дилеры знают их. Система работает.

— Сначала вы установили цены на автомобили в долларах, затем в евро, теперь снова вернулись к американской валюте. Почему?

— Нет, ну я вообще надеюсь, что в итоге мы придем к рублям. Правда, пока большинство наших моделей производится в Европе, соответственно там цены в евро. А у нас удобнее кредиты пока в долларах брать, вот на это и делали ставку.

— Хорошо ли отлажен механизм работы гарантийного обслуживания?

— Не буду скрывать, сейчас велика очередь на наши сервисы. Кузовного ремонта, например, ждут по 4-5 месяцев. Но мы решаем вопрос кардинально: до конца 2007 года планируется удвоить количество дилеров — сейчас их всего 10 — и довести количество подъемников до 40. Сейчас же дилеры просто перегружены работой, некоторые вводят ночные смены. Правда, все не так страшно: во-первых, порядка 80% автовладельцев обращаются в сервисы по поводу ТО, а не из-за поломки. Во-вторых, такой ажиотаж наблюдается только в Москве, в регионах все же поспокойнее. А проблему с запчастями должен решить централизованный московский склад, который мы открыли в апреле текущего года.

— В интернет-автофорумах я нашла немало сетований тех, кто хотел бы купить Focus в базовой комплектации, но не смог найти таковой якобы из-за 4-8-процентной квоты на «базу», которую каждому дилеру «спускают сверху», то есть, надо полагать, от вас?

— Нет, квот никаких нет. Просто мало кто в итоге покупает «базу» (Ambiente — от $11 720. — «Ф.») — слишком мало опций, например отсутствует кондиционер. Это многих не устраивает, и они выбирают следующую за ней комплектацию — Comfort (от $12 290. — «Ф.»). Ну и дилеру, конечно, выгоднее продать более дорогую машину, это естественно. Однако с нашей стороны нет никаких запретов.

— Что нового Ford предложит российскому рынку в новом сезоне?

— В начале следующего года на заводе компании в Бельгии начнется выпуск SAV (Sports Activity Vehicle — автомобиль для активного спортивного отдыха. — «Ф.») — семейного автомобиля с тремя рядами кресел. Это новый сегмент для Ford. Концепт-кар был представлен на последнем автосалоне в Женеве, и вскоре компания приняла решение о запуске его в серийное производство. Также увидит свет новая модель Focus ST — спортивный автомобиль с тубрированным двигателем, обвесом, 2,5-литровым двигателем, 6-ступенчатой коробкой передач и мощностью в 220 «лошадей». Недавно появились в салонах и обновленные версии Mondeo и Maverick.

— Какие прогнозы по продажам на ближайшее время? Понятно, что Focus доминирует, но будет ли увеличиваться доля других моделей, по вашим прогнозам?

— Да, сегодня действительно 72% продаж приходится на Focus, но мы стремимся довести эту ситуацию в скором времени до соотношения 60:40, где 40% будут составлять другие модели. По «Фиесте» я озвучил планы, но есть еще Fusion, его продажи составляют 700-800 машин в год, а он только появился. Вообще в прошлом году мы продали всего 39 тыс. автомобилей, в этом ориентируемся на 60 тыс. Что касается планов на 2006 год, то мы их сформируем в ноябре-декабре. Но уже сейчас планируем продать в следующем году 60 тыс. одних «Фокусов».

— Ford первым открыл в России свое производство. В начале реализации проекта назывался срок окупаемости — 10 лет. Какова сейчас окупаемость завода во Всеволожске?

— Мы не предоставляем таких данных и не комментируем их.

— Хорошо, а что вы можете сказать о последних сообщениях в средствах массовой информации — о предъявлении требований профсоюза к руководству завода?

— Что касается формулирования работниками, объединенными в профсоюз, своих требований — это вообще правильно и позитивно. Само по себе возникновение этих требований я могу объяснить тем, что до недавнего времени профсоюза не было. А теперь у рабочих появился объединенный орган. Это не является каким-то политическим вопросом. Мы вообще ориентированы на клиента, а не на высокую политику. У Ford простая позиция: мы хотим строить машины, продавать их и обслуживать. У нас есть требования наших рабочих, и мы обязательно их обсудим. У нас есть наш профсоюз, он чего-то требует, мы со своей стороны можем что-то дать, а чего-то — не можем. Мы готовы вести переговоры внутри завода.

— Среди членов профсоюза, которые сейчас выдвигают требования, есть те, кто проходил стажировку на заводах Ford за рубежом?

— Да, конечно.

— Насколько мне известно, одно из требований профсоюза — поднять заработную плату из-за того, что скорость конвейера увеличилась. Насколько оно обоснованно?

— Дело в том, что, когда мы нанимали людей на 2-ю, 3-ю смены с увеличением производства, ни для кого не было секретом, что мы нарастим темпы. Зарплата изначально формировалась с учетом этого.

— Сегодня на заводе наблюдается рост числа российских менеджеров?

— Да, и это очень позитивный момент. Мы много в них вложили. Судите сами: из 400 человек в свое время, еще до того, как построили завод, были отобраны 20, и их долгое время интенсивно обучали, возили на стажировку за рубеж, потом строили завод, и они росли вместе с ним. Ford ориентирован на то, чтобы со временем его предприятиями в каждой стране управляли местные кадры. Система профессионального роста существует и у рабочих: мы заинтересованы нанимать людей и обучать их таким образом, чтобы они могли выполнять большее количество операций.

Журнал «Финанс.» № 40 (130) 31 октября — 6 ноября 2005 — Автофинансы
Беседовала АННА ЧИСТОДЕЛОВА

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.