Управляющие утверждают, что приносят клиентам, которые за услуги ПИФа платят около 5% в год, существенную пользу. Так ли это на самом деле?

Клиенты могут просто купить фьючерс на соответствующий индекс или индексный фонд. Если сделать покупку разумно, можно получить индекс минус примерно полпроцента. А могут – купить long only фонд (без права игры «в короткую») или передать средства в доверительное управление, заплатив комиссию. Результаты работы публичных фондов – к сожалению, единственное мерило качества управления клиентскими деньгами. И тут математика порождает сомнения. Возьмем расчеты по рынку на момент, когда обвал еще не наступил. Из 31 ПИФа акций компаний с рейтингом А и выше, имеющих стати­стику за 4,5 года, опережают индекс пять фондов. Из них – только два обгоняют индекс по итогам последних 3,5 лет (весь результат остальных трех был сделан в 2004 году, когда индекс вырос только на 2%, а большинство фондов выиграло от инвестиций в «Газпром» и своевременной продажи «Юкоса»). Но и это опережение эфемерно – на два и один процентных пункта соответственно (277% и 274% против 271% роста индекса)! То есть, если вы заплатили 0,5% надбавки при входе в эти фонды и 0,5% скидки при выходе, вы уже проиграли фондовому индикатору. Средний же результат по 31 фонду – на 46% хуже индекса. Может быть, инвестировать в лидеров – фонды с лучшими результатами? Нет. Инвестор, решивший каждое первое января перекладывать средства в тот фонд, который показал лучший результат за окончившийся год, получил бы за 3,5 года только 218% (при росте индекса на 271%), и это еще до вычета скидок и надбавок! А вот инве­стор, заранее разложивший свои средства поровну во все фонды, получил бы 205% – не сильно меньше, чем в «чемпионах».

Ситуация аналогична на всех рынках: считанные единицы long-only фондов, инвестирующих в акции, иногда опережают индекс, и это опережение всегда кратковременно. Выводы напрашиваются: такие фонды не подходят для инвесторов, которые хотят лучших результатов, чем показывает индекс, – проще купить фьючерс, а чемпионы все время меняются, поэтому категорически нельзя полагаться на прошлые результаты. Управляющие (если они хотят действительно принести пользу клиентам) должны предлагать клиентам другие типы продуктов: это хедж-фонды, ориентированные на абсолютный доход (они покажут результат хуже индекса при его росте, зато лучше при падении, и в целом соотношение риск/доход будет лучше), фонды специальных ситуаций, сбалансированные стратегии, включающие другие классы активов. Статистика по этим продуктам неумолима: более 75% таких фондов в мире имеет позитивную «альфу», то есть клиенты не зря платят свои комиссии. Еще одно решение – структурированные продукты с защитой капитала. Неплохо вспомнить мировую статистику последних 15 лет: продукт, приносящий клиенту 50% роста индекса и защищающий его от падений более чем на 10%, по девяти из десяти индексов акций принес больший доход, чем сам индекс!

* Автор – председатель правления УК «Ренессанс

Управление инвестициями».

Правда

Инвестиции в индекс доходнее инвестиций в long only фонды

Ложь

Для успеха надо инве­стировать с лучшим управляющим за предыдущий период

Журнал «Финанс.» №40 (275) 27.10–02.11.2008 — Мифология рынка
Андрей Мовчан*

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.