Новому кабинету досталось в наследство от, формально говоря, старого немало проблем, к решению которых власти не знают как подступиться. Взять хотя бы инфляцию: ее темпы в прошлом году увеличились до 11,9% вместо запланированных 8%, а с начала нынешнего года уже дотянулись до 6,8%. Причем правительство само же создает проблемы на этом фронте работ. Непосредственно перед «перезагрузкой» оно приняло решение об увеличении тарифов на услуги естественных монополий. Так, газ в 2009 году подорожает на 25%, электроэнергия – на 15%. «Нужно отказаться от решения о повышении тарифов, прекратить практику заморозки цен и оценивать каждое решение на “инфляционность”», – говорит директор департамента стратегических исследований компании ФБК Игорь Николаев. В противном случае Россию ждет период высокой инфляции, которую не удержать, убежден эксперт.
Несомненно, частично инфляция импортируется: цены на продовольствие растут во всем мире. Но далеко не везде такими темпами. Например, в первом квартале овощи в странах ЕС подорожали на 1,2%, в России – на 23,5%, фрукты – на 3% для европейцев и на 14,9% для россиян. Есть над чем задуматься сохранившему свой пост Алексею Гордееву. Однако, констатируют эксперты, инфляция уже не ограничивается продовольственной. Подстегивать ее будут переходящие из года в год проблемы: плачевное состояние инфраструктуры и неконкурентоспособность большей части отраслей промышленности.
Разговоры об инфраструктурных ограничениях для роста много лет велись еще в правительстве Михаила Фрадкова. Тем не менее протяженность дорог с твердым покрытием в 2006 году оставалась на уровне 2001 года, сохраняется дефицит энергосетей. Отсутствие инфраструктуры тормозит развитие бизнеса и препятствует конкуренции. «Только треть экономики конкурентоспособна: это экспортно-ориентированные отрасли, частично лесная промышленность, а также обслуживающий их финансовый сектор. В остальных только часть предприятий способна работать с прибылью, а существование прочих искусственно поддерживается государством для того, чтобы не допустить массовой безработицы», – отмечает руководитель Центра социальной политики Евгений Гонтмахер.
Помимо старых проблем кабинет неизбежно столкнется с новыми. Одна из них – контроль работы госкорпораций, которые уже аккумулируют немалые бюджетные средства и активы, а в ближайшей перспективе получат еще больше. Так, в Фонд содействия реформированию ЖКХ из казны поступило 240 млрд рублей, в «Роснанотех» – 130 млрд рублей, в Банк развития – 180 млрд рублей. «Госкорпорации в существующей форме – это угроза для всей экономики: получающие бюджетные средства в собственность, фактически никем не контролируемые и из-за своего монопольного положения не имеющие стимулов к развитию, они смогут создавать только условия для коррупции, – опасается декан факультета политологии Высшей школы экономики Марк Урнов. Впрочем, эксперты не исключают, что маховик огосударствления экономики в ближайшие несколько лет качнется в противоположную сторону. «Я не удивлюсь, если через год-два тот же Банк развития станет акционерным обществом», – говорит Игорь Николаев.
Повторение пройденного. Разбираться премьер-министру и его подчиненным придется и с налоговой нагрузкой. На ближайшей повестке – вопросы о снижении НДС, реформировании ЕСН и уменьшении НДПИ. С последним определенность уже есть: необлагаемый минимум при расчете налога с 2009 года будет повышен с $9 до $15 за баррель. Решение мотивируется тем, что высвобожденные средства будут направлены на инвестиции в модернизацию отрасли. Не все, правда, верят в действенность этого рецепта. «Деньги на инновации привлекают не за счет полученного дохода, а за счет кредитов и облигационных займов. Эти средства таким надежным заемщикам, как наши нефтяные компании, будут рады дать все банки», – убежден председатель экспертного совета «Деловой России» Антон Данилов-Данильян. Впрочем, не только нефтяникам «светит» подарок. Будучи президентом, Владимир Путин высказывался за сокращение ставки НДС, однако пока нет конкретных решений ни по ее размеру, ни по срокам. Эта давно обсуждаемая идея имеет серьезного противника в лице Минфина, который оценивает потери в 2% ВВП – вдвое больше, чем Минэкономразвития. Вероятно, борьба министерств по этому вопросу еще продолжится: руководители обоих сохранили свои посты. «Снижать НДС нет смысла: компании не станут меньше уходить от уплаты налога, а бюджет потеряет огромные средства, – говорит зампредседателя правления Банка развития Сергей Васильев. – Причина – остающийся высоким единый социальный налог».
Реформу ЕСН правительству неизбежно придется рассматривать в контексте другой, более масштабной проблемы. Вопросы материального обеспечения нынешних пенсионеров были рутиной бюджетного процесса. Сейчас дефицит Пенсионного фонда составляет 200 млрд рублей в год, но они легко и непринужденно берутся из бюджета. Зато судьба пенсионеров будущего – это серьезный вызов правительству Владимира Путина и прежде всего – прекрасной половине кабинета в лице Эльвиры Набиуллиной и Татьяны Голиковой. «Нужно перестать стерилизовать деньги в Фонде национального благосостояния – весь бюджетный излишек должен быть направлен на капитализацию пенсионных счетов», – считает Сергей Васильев из Банка развития. Законопроект о софинасировании пенсионных накоплений уже подписан президентом, но он далеко не панацея от низкого коэффициента замещения зарплат пенсиями: для тех, кто воспользуется предложением государства, прибавка составит чуть более 1 тыс. рублей.
Впрочем, изменения в структуре правительства не дают надежды на то, что оно примется решать стратегические задачи в ближайшие недели, а то и месяцы. В 2004-м административная реформа надолго парализовала работу верхнего эшелона исполнительной власти. В этом году вероятно повторение пройденного.
Журнал «Финанс.» №19 (254) 19 мая — 25 мая 2008 — Капитал
Ксения Батанова
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.