Рожденным летать придется ползти

Ежегодный объем авиаперевозок в мире составляет около 1,5 млрд человек, а к 2010 году, согласно прогнозам Boeing, эта цифра утроится. Поэтому своевременное появление принципиально нового гражданского авиалайнера позволило бы не только удовлетворить растущий спрос рынка, но и обеспечить авиакомпаниям внушительные прибыли. Хотя внешний облик перспективного лайнера пока не ясен, уже сейчас очевидно: чтобы завоевать право на жизнь, преемник Concorde должен стать гораздо рентабельнее. Достаточно сказать, что путешествие на сверхзвуковом лайнере Air France из Парижа в Нью-Йорк обойдется, даже по самому дешевому тарифу, в солидную сумму — $6922. Неслыханные для «медлительных» дозвуковых машин цены обуславливает высокая эксплуатационная стоимость резвых «конкордов».

Тем не менее, по оценке европейского концерна Daimler Chrysler Aerospace (DASA), потребность в сверхзвуковом пассажирском самолете (СПС) нового поколения в период до 2025 года на мировом рынке может составить до пятисот машин общей стоимостью $200 млрд. Движущей силой конструкторской мысли, как и при создании Concorde, остается уверенность в том, что всегда останутся желающие перелететь, к примеру, из Америки в Европу не за девять, а всего за три часа.

Запустить на коммерческий рынок авиаперевозок самолет, единственным достоинством которого является скорость, не только дорого, но и невыгодно — так посчитали в компании Boeing, объявившей было о старте проекта Sonic Cruiser. Перспективный лайнер, построенный по необычной для гражданской авиации схеме «летающее крыло», как заявили его разработчики, должен был вмещать свыше 300 пассажиров. Их планировалось доставлять в любую точку планеты на скорости, близкой к скорости звука. И лишь в дальнейшем за счет оснащения машины новыми двигателями не исключался выход на сверхзвуковые режимы полета. Как лично уверял корреспондента журнала «Финанс.» вице-президент Boeing Майкл Бэйер, в результате увеличения дальности полета и быстроходности воздушного судна будет «открыта новая глава в истории гражданcкой авиации».

Не открыли. Замысел погубила чрезвычайная дороговизна проекта ($4 млрд) и внутренняя конкуренция. Пресс-менеджер московского представительства Boeing Виктор Аношкин сообщил, что корпорация решила отказаться от планов строительства сверхзвукового пассажирского самолета Sonic Cruiser с тем, чтобы сосредоточиться на разработке традиционных летательных аппаратов повышенной вместимости. В компании в первую очередь озабочены экономичностью будущих авиалайнеров. Но это «не означает полного отказа от работ, ведущихся в сфере сверхзвуковых перевозок».

Работы по созданию СПС нового поколения ведутся и в Европе. Фирмы Aerospatiale и British Aerospace, создавшие в свое время Concorde, а также DASA объединили предварительные проекты в Европейскую сверхзвуковую программу исследований (European Supersonic Research Programme; ESRP). В рамках проекта Alliance (Союз) стоимостью около 15 млрд компании рассчитывают уже через восемь лет создать гигантский двухсоттонный «сверхзвуковик». При этом расход топлива на пассажира, согласно расчетам, будет вдвое меньшем, чем у Concorde. Считается, что скоростной летающий гигант будет весьма эффективен на трансокеанских линиях, в первую очередь для перелетов через Тихий океан. Для его разработки европейцы собираются вкладывать в проект по 150 млн казенных евро ежегодно.

Этот проект, впрочем, не мешает объединенной Европе параллельно осуществлять куда более реалистичную программу сверхвместительного лайнера А-380 общей стоимостью 10 млрд. Причем перспективы «толстяка» вместимостью свыше 500 пассажиров выглядят гораздо предпочтительнее скоростного собрата, существующего пока только в умах инженеров. Как заявил в интервью журналу «Финанс.» пресс-менеджер московского представительства Airbuse Александр Бочаров, на А-380 уже получено свыше ста заказов и начата работа по развертыванию производственных мощностей. Как утверждают в Airbus Industry, появление самолета А-380 радикально изменит расстановку сил на рынке гражданских авиаперевозок. В секторе крупных пассажирских самолетов наступает конец 30-летней монополии компании Boeing с ее знаменитым B-747. Самолет А-380 вместимостью 480-650 пассажиров станет самым большим пассажирским самолетом в мире.

В нашей стране работы по новому сверхзвуковому пассажирскому лайнеру большой вместимости ведутся ОКБ имени Туполева. Предположительный срок ввода гигантского самолета Ту-224 вместимостью не менее 300 человек, внешне лишь отдаленно напоминающего Ту-144, намечается не ранее 2025 года. Сейчас, когда госфинансирование полностью прекратилось, а частных инвесторов привлечь не удалось, говорить о жизнеспособности «самолета будущего» и вовсе не приходится. Ту-224 скорее всего уже никогда не выйдет из стадии «бумажного» проекта.

Гораздо более оптимистично выглядят перспективы малой сверхзвуковой авиации. По оценке специалистов независимой аналитической организации Teal Group, рынок сверхзвуковых «административных» самолетов на протяжении ближайших 20 лет составит от 200 до 420 машин. Разработкой СПС административного назначения с разной степенью интенсивности и уровнем финансирования занимаются три страны в мире — Россия, США и Франция. Причем первопроходцем в этой области авиации является фирма «Сухого», которая вместе с американской фирмой Gulfstream приступила к разработке СПС небольшой размерности под обозначением С-21.

Восьмиместная машина с крейсерской скоростью более 2200 километров в час и дальностью полета 8000 километров при одной промежуточной посадке будет доставлять пассажиров из Москвы в любой регион мира. Стоимость билета, например до Нью-Йорка, обойдется в 700 долларов, что в шесть раз дешевле, чем на Concorde.

Финансовые и иные проблемы недавно привели к отказу Gulfstream от участия в проекте. ОКБ «Сухого» продолжает работы совместно с ЦАГИ, хотя отсутствие инвесторов существенно тормозит ход работ. Главный эксперт компании «Гражданские самолеты Сухого» Ольга Кривоногова считает, что проект С-21 не умер, но у него есть финансовые и юридические проблемы. В соответствии с международными нормами летать на сверхзвуковых самолетах над населенными пунктами из-за сильного акустического удара при переходе на «сверхзвук» запрещено. Как полагает Кривоногова, для нормального развития рынка сверхзвуковой малой авиации необходимо снятие таких ограничений хотя бы в отношении небольших самолетов вроде С-21.

Впрочем, в области сверхзвукового воздушного транспорта существуют не только прагматичные проекты вроде С-21, но и без преувеличения полуфантастические. Так, европейская фирма Aerospatiale разработала гиперзвуковой пассажирский самолет AGV, который будет перемещаться со скоростью, в 5 раз превышающей скорость звука, на 30-километровой высоте, то есть за пределами озонового слоя. Американской корпорацией Boeing при участии NASA создан прототип гиперзвукового самолета, который должен преодолевать расстояние от Лондона до Нью-Йорка за 40 минут. Подобный результат предполагается достичь за счет колоссальной скорости воздушного судна — около 11 тыс. километров в час. Как сообщили корреспонденту журнала «Финанс.» в пресс-службе «Росавиакосмоса», аналогичные исследования ведутся и в России. Разработанная в Центральном институте авиационного моторостроения (ЦИАМ) по заказу аэрокосмического ведомства и Минпромнауки летающая гиперзвуковая лаборатория «Игла» способна передвигаться со скоростью, в десять раз превышающей скорость звука. Сконструированный для нее уникальный прямоточный воздушно-реактивный двигатель, работающий на жидком водороде, собираются устанавливать на перспективные гражданские и воздушные самолеты, в том числе воздушно-космические. Для дальнейшего продолжения проекта требуется около 1 млрд рублей, которых, к сожалению, пока нет.

Как полагают в ЦИАМ, учитывая уровень финансирования этих разработок в нашей стране, для дальнейшего развития проекта «Игла» необходима международная кооперация, а в одиночку только США способны самостоятельно справиться с подобной задачей. Отработанные в России элементы технологии где-то идут вровень, а где-то даже опережают наработки США и других стран. Последние два года переговоры на тему сотрудничества в сфере новейших гиперзвуковых технологий с Россией ведет Китай. С этой целью в Москве уже побывала делегация китайских специалистов во главе с академиком Яо Шао Фу. Китайцев, посетивших Тураевское машиностроительное конструкторское бюро «Союз», КБ «Факел» и РСК «МиГ», особенно интересовали последние достижения россиян в создании гиперзвуковых прямоточных воздушно-реактивных двигателей в диапазоне скоростей, десятикратно превышающих скорость звука.

В то же время ученые ЦИАМ считают нереальным создание в ближайшие 15-20 лет гиперзвукового пассажирского самолета. Заместитель начальника ЦИАМ Михаил Иванов говорит, что сначала необходимо создать сверхзвуковой пассажирский авиалайнер второго поколения на базе уже существующего российского Ту-144 или англо-французского Concorde. И только после этого строить самолет, летающий примерно в пять раз быстрее звука.

Журнал «Финанс.» № 8 (21-27 апреля 2003) — Экономика
Сергей Путилов

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.