Времена МММ давно позади, правовая неразбериха на российском фондовом рынке постепенно сходит на нет, а слово «спекулянт» перестало употребляться в одном лишь негативном контексте. Несмотря на целый ряд пробелов, современный рынок ценных бумаг остается одним из самых зарегулированных секторов экономики, где дополнительные, нерыночные, риски инвестора сведены к минимуму. К тому же в условиях высокой конкуренции брокеры чрезвычайно внимательно относятся к своей репутации, осознавая, что любой намек на нарушение правил биржевой игры грозит им изрядным сокращением клиентского портфеля. Но пока существуют правила, находятся и те, кто их нарушает. К тому же кроме пресловутого человеческого существует технический фактор, и вкупе они порождают операционные риски, которые сопровождают закулисную жизнь ваших денег.
Дело техники боится. Техника есть техника, всегда существует вероятность сбоя. Сегодня взаимодействие клиент — брокер — биржа осуществляется преимущественно через интернет с помощью специализированных программ. Клиент с удаленного терминала отправляет заявку на покупку/продажу ценных бумаг на торговый сервер своего брокера, который в свою очередь соединен через специальный шлюз с торговым терминалом, а тот уже через выделенный канал — с биржей. Все эти процедуры сопровождаются необходимой криптозащитой. Наивно рассчитывать, что столь сложная и многозвенная цепочка будет всегда работать, как швейцарские часы.
Технические проблемы отнимают у игрока время, а это в биржевой торговле с часто изменяющейся рыночной ситуацией может иметь катастрофические последствия для кошелька клиента. Конечно, риск совпадения на конкретном временном отрезке отказа техники и серьезных колебаний котировок достаточно мал, но исключать его нельзя.
Поэтому специалисты советуют придерживаться некоторых правил при выборе брокера. «Во-первых, стоит обратить внимание на то, какой «выход» на биржу он имеет: арендует ли программное обеспечение у фирм-посредников, пользуясь услугами какого-нибудь дешевого провайдера, или все-таки это серьезная компания, которая не пожалела средств на оптоволоконное соединение с биржей посредством сертифицированного провайдера», — комментирует начальник отдела собственных операций Прадо-банка Василий Веретенников. По его словам, солидный брокер к тому же имеет достаточно мощный сервер с надежной системой бесперебойного питания и использует официально купленное специализированное программное обеспечение, рекомендованное самой биржей. «Хорошо было бы также выяснить, имеются ли у брокера достаточное количество телефонных номеров и штат сотрудников, которые смогут в момент отсутствия обратной электронной связи выполнить заявки своих многочисленных клиентов по телефону», — подсказывает Василий Веретенников. И наконец, важно узнать, не пренебрегает ли брокер в своих взаимоотношениях с клиентом криптозащитой и шифрованием информации, настаивает на определенной системе электронной безопасности или утверждает, что это ни к чему: мол, прецедентов взлома не было.
Нулем больше, нулем меньше. Безалаберность и невнимательность сотрудников — постоянная головная боль топ-менеджеров и собственников бизнеса. Один трейдер не выспался, другой приболел, третий сражен амуром — почва для ошибочных или неадекватных действий найдется всегда. Поэтому «проверяйте чек, не отходя от кассы». Проверяйте, не ошибся ли брокер в количестве акций, наименовании бумаги, цене или номере счета. На торговом терминале достаточно нажать одну кнопку — и заявка с неверными реквизитами немедленно исполняется. Случается, что вместо 10 бумаг покупается 10 тыс., сделка оформляется на счет другого клиента или же в заявку вписывается цена одной бумаги, а код другой, и если их котировки более или менее схожи, ордер исполняется, минуя биржевые ограничения по отклонению цены. На технических торговых графиках подобные ошибки отображаются в виде неестественных «палок», которые искажают трейдерам весь теханализ. Особенно это актуально для сектора малоликвидных бумаг, где подобные ошибки могут привести к приостановке торгов по конкретной акции.
Клиент от подобных ошибок защищен законом, а брокер, заботясь о своей репутации, старается не предавать конфликты огласке. Таким образом, если инвестор по телефону подал трейдеру поручение о сделке, а тот ее не выполнил или же отразил сделку в отчете без проведения реальной операции, необходимо заявить брокеру об ошибке. Скорее всего он постарается возместить ущерб, поскольку в его интересах сохранить клиента, а главное — предотвратить скандал. Тем более что все телефонные заявки записываются и доказать, на чьей стороне правда, довольно легко. Жалобы клиентов принимают также в НАУФОР и ФСФР.
Пропавшая бумага. Когда на счетах лежат «долгие» деньги или «забытые» ценные бумаги клиента, у иных брокеров появляется искушение воспользоваться ими и заработать дополнительный доход. Представьте себе ситуацию, что давно не торговавший инвестор вдруг принимает решение продать бумагу и обнаруживает, что операция невозможна: бумаги «физически» нет — ее уже «зашортили» (открыли короткую позицию) другие. Или же клиент не может вывести со счета деньги, потому что их дали кому-то под «плечо».
Бывает, что брокеры сами «подторговывают» бумагами клиентов. Сотрудник небольшой региональной инвесткомпании на условиях анонимности рассказал об одной из таких схем, встречающейся на рынке: «Недобросовестный брокер заходит в торговый терминал и списывает со счета клиента, скажем, 50 тыс. акций РАО «ЕЭС России», делает несколько торговых операций и кладет их на место. Если же в это время звонит клиент и задает резонный вопрос: «Куда пропали мои акции?» — ему отвечают: «Сбой в программе, сейчас все исправим». Затем брокер быстренько занимает на рынке репо необходимое количество бумаг и рапортует клиенту, что все нормально. Но, как правило, акции «занимают» у того инвестора, кто торгует не очень активно, поэтому никто ничего не замечает».
К еще одной простейшей схеме недобросовестные брокеры прибегают, когда клиент поручает осуществить сделку к определенной дате. «Допустим, брокер должен купить акции в течение недели на общую сумму $1 тыс., — моделирует ситуацию руководитель направления по сопровождению международных инвестиционных проектов компании «Бейкер Тилли Русаудит» Андрей Чумаков. — Вместо того чтобы сразу приобрести акции и передать клиенту, брокер может «прокрутить» эти деньги в течение недели и, получив маржу в несколько сот долларов, купить наконец бумаги на указанную сумму. Клиент же рискует тем, что брокер совершит сделку по далеко не самой лучшей цене».
Об объемах манипуляций со средствами инвесторов остается только догадываться, ведь они практически незаметны. «Косвенным признаком манипуляций могут быть задержки в исполнении поручений, — предупреждает первый заместитель гендиректора ИФК «Алемар» Алексей Харин. — Например, клиент решил продать бумаги, которыми уже воспользовался брокер без его ведома. Разумеется, брокеру потребуется время для восстановления клиентской позиции, то же самое касается и денег». Кроме того, подозрения должны вызывать ошибки в расчете торговой позиции и лимита инвестора.
Если кто-то из клиентов вдруг обнаружит пропажу, «потерянную бумагу» ему скорее всего тут же вернут. Более того, если пригрозить скандалом, можно выбить и некоторую компенсацию. Однако Алексей Харин не советует пытаться урегулировать отношения с брокером с глазу на глаз: «Это не остановит недобросовестную фирму в ее порочной практике и рано или поздно приведет к убыткам других клиентов и ущербу для репутации профессионального сообщества фондового рынка». Если появляются основания для обвинения брокера в нарушении закона (а именно так квалифицируется несанкционированное использование клиентских активов), то за защитой своих прав лучше обратиться в НАУФОР, ФСФР или суд.
Потенциально риски чрезмерного использования клиентских ресурсов огромны. Василий Веретенников предлагает задуматься над такой ситуацией: «Падающий рынок. Клиенты обращаются к брокеру за ресурсами, чтобы встать в короткие позиции. Они занимают у брокера бумаги, которые тот в свою очередь берет у «неактивных» клиентов. Рынок продолжает падать, и клиенты, которые, казалось, «спали», вдруг просыпаются и пытаются тоже продать свои бумаги. У брокера, естественно, имеется денежная масса, высвободившаяся из-за продажи бумаг на коротких позициях, и он на эти средства занимает бумаги в режиме репо у другого брокера на overnight и возвращает их клиентам. Но рынок почему-то именно в этот момент разворачивается вверх. Тогда все, кто был в коротких позициях, закрывают их или попадают на «стоп-лосс», а затем пытаются встать в длинные. Но это у них не получается, деньги-то отданы другому брокеру за бумаги и будут возвращены только на следующий день. Брокер снова начинает перекредитовываться на рынке репо, и тут рынок снова разворачивается внизѕ» Рано или поздно, как отмечает Василий Веретенников, такая работа на пределе своих, а главное клиентских возможностей поставит брокера на грань дефолта. А это неминуемо отразится на его клиентах.
Но поскольку лучшее лечение — это профилактика, следует помнить, что многие хитрости брокера можно исключить еще на стадии заключения договора. Часто фирма рискует средствами инвестора с его собственного письменного согласия. «Брокер вправе использовать в своих интересах денежные средства других клиентов только в случае, если это предусмотрено договором о брокерском обслуживании», — поясняет начальник юридического управления НАУФОР Елена Шабунина. Обезопасить себя можно, внимательно изучая поступающую от брокера документацию — иногда клиенту предлагают подписать задним числом некие дополнительные соглашения, что должно всегда настораживать.
Журнал «Финанс.» № 22(159) 12-18 июня 2006 — Частные инвестиции
Ксения Аношина
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.