Много «если». «Первое, о чем нужно помнить всем, кто собирается вкладывать деньги в старинную мебель, — дивиденды будут столь же впечатляющими, сколь цена, за которую вы купили предмет. В том случае, конечно, если он подлинный и вы не сильно за него переплатили», — говорит коллекционер Михаил Аксенов. А не переплатить — задача сложная: покупка лота на аукционе, например, практически всегда сопряжена с повышением цены на фоне конкуренции покупателей, в результате срок окупаемости вещи увеличивается с года до трех и даже четырех лет. Кроме того, время от времени внезапно возникающий интерес к какому-либо направлению взвинчивает цены до невероятных высот. И касается это не только лучших и по-настоящему качественных предметов, но и посредственных. И если первые все-таки принесут доход, пусть и не сразу, то вторые могут оказаться ликвидными на уровне цены покупки. Приобретать мебель в салонах-магазинах выгоднее, но не стоит забывать, что цены там также зависят от результатов аукционных торгов.
Еще сложнее избежать покупки подделки или новодела: ими рынок наводнен. Это и неудивительно: мебельных шедевров осталось совсем немного, а спрос на них очень велик. Особенно это касается актуальных направлений: европейской и русской мебели XVIII- XIX веков и набирающей популярность восточной темы. Причем качество поддельных вещей в последние годы выросло чрезвычайно: сегодня «на глазок», без экспертного заключения никто ничего не покупает.
Дорога мебельная коллекция и в содержании: «Мы долгое время учили своих клиентов пользоваться антиквариатом, а не ставить его в дальний угол, превращая дом в музей. Сейчас они уже привыкли и нормально относятся к этому», — говорит одна из совладельцев московского антикварного салона. Но беречь такую мебель все же приходится, ей нужны особые условия. Во-первых, просторное помещение, во-вторых, подходящий климат: воздух не должен быть слишком сухим или очень влажным, сильно нагретым или холодным. Без специальных приборов, контролирующих «погоду в доме», обходятся редко, а это существенные траты — около $5 тыс. Конечно, для тех, кто интересуется старинной мебелью, эта сумма невелика, но ее необходимо учесть любому инвестору.
По мнению некоторых экспертов, коллекционирование старинной мебели сопряжено с еще одной сложностью. Знатоки обычно оформляют интерьер в едином ключе, отдавая предпочтение той или иной эпохе или стилю, поэтому продать мебель сложнее, чем, скажем, картину — она может не подойти покупателю по цвету, фактуре или размеру, даже если в целом будет отвечать его вкусу и идее коллекции.
«Многие предпочитают не покупать мебель после реставрации, потому что не знают, как она выглядела до нее, а это чрезвычайно важно, ведь может быть утеряна какая-то деталь», — объясняет владелица галереи «Первые имена» Елена Малинко. Между тем вещи в идеальной сохранности попадаются крайне редко — такова специфика направления. Хрупкие предметы, не терпящие перевозки и постоянно находящиеся в пользовании, быстро теряют товарный вид. Кроме того, на сохранности антиквариата негативно сказались перемены, происходившие в России в XX веке, — ценные вещи вывозили и возвращали, портили и уничтожали.
Потенциал роста. Отличный внешний вид — непременное требование к предмету коллекционного уровня. Вкладывать деньги в реставрацию необходимо. Председатель правления НП АТС и известный коллекционер антиквариата Дмитрий Пономарев уверен, что эти инвестиции окупятся, если приобретенная вещь вообще стоила внимания.
Затраты на реставрацию могут быть очень солидными, способны даже превысить в два-три раза цену, за которую предмет был куплен, однако стоимость его почти наверняка значительно возрастет после этой процедуры, покрыв все расходы. Главное — найти хорошего реставратора, а это в России пока непросто.
Но больше всего ценятся вещи, как можно меньше тронутые рукой современного мастера. Так, например, кровать из красного дерева с изящно изогнутыми спинками, украшениями из бронзы и тремя матрасами (что свидетельствовало о чрезвычайном богатстве владелицы) работы мастерских Жакоба дошла до нашего времени почти в первозданном виде. В начале 2005 года ее цена составляла $70 тыс., еще через год, по словам хозяйки, ее можно будет продать за $120 тыс.
Очень большую роль играет провенанс предмета — если его коллекционный путь пролегал через собрания известных и крупных специалистов, цена возрастет. Во-первых, потому что это почти всегда является доказательством подлинности предмета и его качества (впрочем, без заключения экспертов все равно не обойтись), во-вторых, потому что само пребывание вещи у того, к чьему мнению прислушивались, является, как правило, гарантией ее коллекционной привлекательности. То же можно сказать о предметах, братья по эпохе и «двойники» которых находятся в музеях.
Русский антиквариат сейчас невероятно востребован. Причем эта тенденция — общемировая. Особенно выгодны инвестиции в мебель конца XVIII — начала XIX веков, но специалисты считают довольно привлекательными и некоторые предметы более позднего периода, рубежа XIX-XX веков. В этот период Россия, как и вся Европа, ударилась в поиски нового стиля, придя в итоге к модерну. Здесь особенно ценятся образцы, сделанные мастерами из усадьбы Абрамцево, и более поздние, рожденные в Талашкино. Также большой интерес представляет мебель в стиле французского модерна — «ар нуво». Рекордной же ценой за предмет мебели является сумма в $36,8 млн, уплаченная за кабинетное бюро XVIII века работы флорентийских мастеров, выставленное на аукционе Christie’s.
Восток — дело тонкое. В мире растет интерес к антиквариату Китая, Японии и Индии. Однако покупка и продажа такой мебели в России осложняется отсутствием хороших специалистов. Между тем в коллекционировании предметов Востока есть несколько подводных камней. «У эксперта, к которому вы обращаетесь перед покупкой, должен быть солидный послужной список работы именно с мебелью, причем точно соответствующей региону. Они могут быть объединены, например Тибет — Китай или Япония — Китай — Корея. Это важно, потому что на рынке восточной мебели чрезвычайно много подделок и новодела, вещей, ориентированных на западный рынок, а оттого представляющих меньший интерес», — говорит официальный представитель и совладелец Салона антикварной мебели Юкимори Кайто Юкимори.
В магазинах, предлагающих восточную мебель XV-XX веков, по мнению некоторых экспертов, можно найти в лучшем случае одну-две настоящие вещи, причем и те могут оказаться марьяжными, то есть собранными из частей других старинных или современных вещей.
Кроме того, тем, кто решил инвестировать в восточную мебель, необходимо учесть, что она, как правило, полностью подчиняет себе интерьер и не допускает вольностей. Важно учесть и специфику традиционной мебели, например если места в доме мало, то лучше ограничиться Кореей или Японией, а если много, подойдет Китай.
«Однозначно привлекательной специалисты считают мебель Японии, особенно эпохи Эдо и раньше. Эпоха Тайсе и самое начало Сева дают экземпляры не очень дорогие, но весьма перспективные, правда, здесь высок риск приобрести новодел. В 2006 году ожидаются хорошие цены на японские так называемые морские ящики — их имеет смысл купить. Китайские свадебные кровати вырастут в цене на 10-15%. А вот экспортную мебель в этом году владельцам лучше не продавать — цены низкие», — говорит Кайто Юкимори. Особенно привлекательна японская лаковая мебель, причем как экспортная, так и выпущенная для внутреннего рынка. Цвет коллекции китайской мебели составят фарфоровые предметы и вещи XIV-XVII веков. Пока не очень востребована тибетская мебель, а цены на предметы из Индии, Индонезии, Таиланда растут не постоянно, всплесками.
Предсказать доходность инвестиций в антикварную мебель очень сложно. Эксперты говорят лишь, что цена не будет падать, и чем старше вещь, тем интенсивнее она дорожает. Но какими именно темпами — зависит и от количества предметов, выставленных на продажу, и от результатов торгов в крупных аукционных домах, и от популярности данного вида антиквариата у коллекционеров.
Журнал «Финанс.» №4 (141) 30 января — 5 февраля 2006 — Инвестиции
Инга Коростылева
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.