«Альтернативный оператор связи «Зебра Телеком» работает на рынке IP-телефонии, для которого характерны частые изменения стоимости звонков и несогласованные правила тарификации в сетях различных операторов. Компания принимала эти риски, но в середине 2003 года очевидной стала тенденция к снижению прибыльности бизнеса из-за усиления конкуренции. Для успешной работы потребовались детальный подход к ведению управленческого учета, использование новых схем в управлении финансами компании и в мотивации сотрудников. Тогда же после анализа ситуации мы решили разработать систему сквозного управления, которая позволила бы менеджменту контролировать все бизнес-процессы, протекающие в компании.
Мы отказались от внедрения ERP-системы потому, что сейчас на российском рынке нет ни одного решения, отражающего все аспекты деятельности IP-оператора. В число таких особенностей входят разнообразие тарифных сеток, взаиморасчеты с операторами-поставщиками, часто проходящие задним числом, и схемы работы с дилерами, продающими карты предоплаты. Но даже если бы такое решение существовало, то его установка на предприятии неизбежно стала бы дорогостоящим и долгим проектом. Опыт других компаний показывает, что внедрение ERP-системы даже в «отработанных» отраслях растягивается на годы.
К разработке и внедрению системы сквозного управления мы привлекли сотрудников всех департаментов «Зебра Телеком». Перед нами стояла задача анализа и формализации взаимодействия всех подразделений компании. Кстати, она и стала одной из основных проблем при внедрении системы. Но в результате ее решения внутренние бизнес-процессы стали более прозрачными для смежных отделов. Значительно упростилась процедура совместного решения проблем.
В разработке системы участвовало более 50 человек. В случаях уникальности процессов создавались свои программные решения, например «дерево тарифных сеток». Также в системе использовались уже готовые решения. Какие-то из них находятся в открытом доступе, а, например, блок внутреннего управления, проходящий тестирование на участке работы с корпоративными клиентами, будет закуплен у разработчиков. На создание и внедрение большей части подсистем ушло полтора года. Сейчас процесс находится на завершающей стадии.
Конечно, система сквозного управления, внедренная «Зебра Телекомом», не настолько полно охватывает деятельность компании, как ERP. Но она позволяет решать практические задачи, делает компанию более управляемой и обошлась значительно дешевле внешней разработки.
Уже сейчас компания получает реальные результаты от внедрения системы, отражающиеся положительным образом на финансовых показателях «Зебра Телекома». Так, оборот компании за прошлый год увеличился более чем в 1,5 раза и составил $22 млн. Большой вклад в этот рост сделала система сквозного управления.
«Закомлексованная» программа. Система состоит из комплекса программ, связанных со всеми базами данных компании, которые постоянно пополняются новой информацией (см. рисунок). Основываясь на ней, система в режиме реального времени предоставляет набор отчетов для последующего анализа. Это позволяет быстро и своевременно принимать необходимые управленческие и финансовые решения, анализировать деятельность как компании в целом, так и отдельных департаментов и сотрудников. Система упростила схему взаимодействия подразделений внутри компании, значительно сократила затраты времени. В ней решены две задачи, принципиально важные для прибыльной работы оператора IP-телефонии: управление информацией о межоператорских тарифах и краткосрочное бюджетирование.
Сложность первой задачи заключалась в том, что у каждого оператора связи существуют тысячи тарифов по сотням направлений. Мало того, в отрасли отсутствует единая тарифная сетка, из-за чего одна форма кодирования не совпадает с другой, транзитные расчеты могут вестись посекундно или поминутно. Например, до внедрения системы компания могла работать себе в убыток на невыгодном тарифе потому, что он не был введен в базу. Недополученную прибыль в такой ситуации нельзя оценить в процентах от общей. Но на краткосрочном этапе она могла составлять 3-10%.
Система сквозного управления работает с более чем 2 тыс. различных тарифных сеток и планов и автоматически преобразует их в принятую в компании форму. Благодаря пересчету в режиме on-line максимально повышается точность исходных данных для всей системы управленческого учета. Теперь при изменении тарифов мы можем быстро отследить это и перевести трафик в более выгодный канал другого оператора. Или же быстро поменять свой тариф для потребителя по данному направлению.
Вторая основная задача, решенная в системе, — краткосрочное бюджетирование. Отчеты, генерируемые системой, позволяют применять его помимо традиционного долгосрочного. При этом временные отрезки бюджетирования сократились до нескольких дней. Мы можем прогнозировать прибыльность бизнеса в целом, отдельных направлений связи, работы с конкретными партнерами интересующих нас сегментов рынка.
Благодаря системе мы можем точно определять, по какому каналу связи проходит тот или иной звонок, чего не позволяет традиционный подход к инфраструктуре оператора. Это позволило значительно повысить эффективность управления финансами. Все записи из системы биллинга как бы «связываются» между собой. Эти данные служат основой для проверки счетов от операторов-партнеров и платежей клиентов. Система позволяет точно оценивать прибыльность каждого звонка, показывает, к какому ответственному подразделению или менеджеру он относится, что позволяет эффективнее мотивировать сотрудников.
Жизнь в системе. Теперь кажется невозможным принятие точных оперативных решений без системы сквозного управления. Она стала основным инструментом работы финансового департамента. Мне как финансовому директору система дает возможность в режиме реального времени анализировать все информационное поле. До ее внедрения финансовому департаменту приходилось обращаться к всевозможным бизнес-приложениям и прикладным системам для получения разрозненной информации. Порой данные приходилось запрашивать у конкретного специалиста. В результате процесс сбора информации мог занимать 1-3 дня. Мало того, полученную информацию приходилось самостоятельно анализировать, сводить и проверять, что приводило к потере времени и повышало риск искажения. На это накладывалось разнообразие услуг, предоставляемых «Зебра Телекомом», постоянная работа с сотнями направлений звонков для международной и междугородной связи, огромное разнообразие тарифов и человеческий фактор. Сейчас мы получаем ту же информацию практически в режиме реального времени. Даже в случае объемных и сложных запросов системе требуется на обработку данных не более двух часов. Эффективность работы финансового департамента в результате внедрения системы выросла более чем на 60%.
Помимо решения ключевых задач система помогает финансовому департаменту быстро и правильно прогнозировать затраты, не выходя за рамки операционной прибыли. Мы в режиме реального времени контролируем состояние и динамику пополнения склада, необходимость закупки телекоммуникационных ресурсов, оправданность их использования.
Ежедневная информация по активированным картам, платежам партнеров и дилеров упрощает работу и позволяет ужесточить контроль за дебиторской задолженностью. В результате сократились сроки оборачиваемости капитала, а высвободившиеся средства компания смогла направить на развитие сети.
Возможность анализа статистической информации помогает оценить перспективы развития новых направлений бизнеса еще на стадиях становления. Сейчас ведутся работы по интеграции в систему приложения Balanced Scorecard.
Намного упростилась работа других подразделений компании. Например, департамент регионального развития работает со 140 операторами из всех экономически активных регионов России. Информационно-аналитический модуль системы позволяет его сотрудникам получать ежедневные и ежемесячные отчеты. Так, менеджер может посмотреть маржу, полученную от работы с тем или иным партнером, прибыльность и качество связи отдельных направлений.
В системе каждый партнер привязан к отдельному сотруднику. Таким образом, руководитель департамента наглядно видит результаты работы каждого из подчиненных не только по количеству клиентов, но и по совокупному доходу, полученному от всех клиентов менеджера. Руководитель департамента с помощью аналитического модуля проверяет общие доли трафика, переданного по тому или другому маршруту. Такой отчет помогает быстро увеличить пропускную способность наиболее выгодных направлений».
IP-оператор «Зебра Телеком» предоставляет услуги международной и междугородной связи путем пакетной передачи данных в обход сетей традиционных операторов. В компании работают 140 сотрудников. Оборот по итогам 2004 года составил $22 млн.
Журнал «Финанс.» № 11 (101) 21-27 марта 2005 — IT плюс финансы
АНДРЕЙ ШКОЛИН
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.