В конце марта мой мобильный телефон зазвонил и милый женский голос сообщил, что очень серьезный банк принял решение о выпуске для меня кредитной карты и, если я не против, курьер завезет ее вместе с необходимыми бумагами для подписания. Девушка сказала, что кредитный лимит станет известен только после активации карты. Мне стало интересно, как один из крупнейших финансовых институтов оценит мою кредитоспособность. Мы согласовали время визита курьера, но в назначенный срок он не приехал. Я в общем-то и не очень рассчитывал на его визит. Осенний опыт получения дебетовой карты в том же банке приучил меня к тому, что в общении с любым финансовым институтом требуется выдержка.
Курьер привез подарочную карту 4 апреля и сказал, что активировать ее можно будет через несколько дней. Но попытка сделать это через систему автоматического банковского обслуживания по телефону (весьма, кстати, удобную) провалилась. Безрезультатными оказались еще несколько звонков в апреле. Активировать карту удалось на прошлой неделе. Теперь я могу в любой момент купить что-то в кредит на сумму до 15 000 рублей и даже снять 6000 рублей в банкомате. Не очень много, но наличие такой возможности достаточно приятно.
Из всей этой истории я сделал несколько выводов. Во-первых, менеджеры банка поступают дальновидно, агрессивно наступая на рынок маленьких кредитов частным лицам именно через кредитные карты, а не через открытие точек присутствия в розничных сетях. Согласитесь, прийти в любой магазин и заплатить кредитной картой более эффектно, чем стоять в очереди к клерку, теряя время и демонстрируя окружающим свои материальные проблемы. На кредитные карты ставку делают и многие другие банки, но их действия недостаточно агрессивны.
Во-вторых, красивой выглядит идея выпуска кредитной карты для клиента без его желания. Так в России уже делали банк «Русский стандарт» и «Хоум кредит энд Финанс банк» для людей, которые успешно погашали потребительские кредиты. Но эти банки рассылали карты и пин-коды по почте. У клиентов же такой способ вызывает отторжение: взаимоотношения с банком все-таки дело интимное. Учитывая качество работы ФГУП «Почта России», состояние почтовых ящиков и нездоровое любопытство не всегда адекватных соседей, рассылку кредитных карт по почте следует признать неприемлемой. В принципе любой банк, имеющий пластиковую программу, может реализовать идею подарочных карт с сотрудниками компаний-клиентов. Спрогнозировать их платежеспособность в принципе несложно, а кредитный лимит можно варьировать в зависимости от должности.
В-третьих, если банк задумывает некую акцию, то ему стоит убедиться в том, что она реализуема. Качество предоставляемых услуг хромает почти у всех банков, а их руководство наивно полагает, что все идет как по маслу. Определить, где хромает качество (а значит, теряются клиенты), можно с помощью «контрольных закупок» услуг через доверенных лиц. Любой российский банкир убедится в наличии поля для совершенствования.
В-четвертых, работу без получения заказа могут практиковать не только банки. Вижу широкое применение такой идеи, например, в консалтинге. Допустим, вы маркетинговый консультант и четко видите, какие проблемы надо устранить конкретному предприятию. Вместо того чтобы уговаривать клиента на заключение договора, просто выработайте для него рецепты повышения эффективности и отправьте вместе со счетом на оплату услуг. Если советы будут действительно неординарны, нормальный менеджер с высокой долей вероятности оплатит этот счет.
Журнал «Финанс.» № 18 (108) 16 — 22 мая 2005 — Частная дума
ОЛЕГ АНИСИМОВ, главный редактор
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.