Диплом от олигарха

Неудовлетворенный спрос. Предпосылок у кадрового голода, ощущающегося на российском рынке все острее, как минимум три — стремительное развитие бизнеса, жгуче нуждающегося в постоянной и мощной кадровой подпитке, надвигающийся демографический кризис (трудовые ресурсы с каждым годом будут неминуемо сокращаться) и катастрофическое состояние отечественной системы образования, ее отсталость, обособленность и косность. И местные, и международные компании страдают от нехватки квалифицированных специалистов — от рабочих до топ-менеджеров и озабочены негативными тенденциями: улучшений не предвидится, и отыскивать грамотных и подходящих сотрудников будет все сложнее. Уже сейчас срок поиска эффективных управленцев и ключевых работников, по словам директора по персоналу OCS Натальи Соболевой, может растягиваться на долгие месяцы. К тому же появилась удручающая работодателей мода — не засиживаться на одном месте более двух лет.

«Найти нужных специалистов бывает крайне затруднительно. В Москве существует дефицит кадров во многих областях бизнеса — нефтегазовой, автомобильной, энергетической, в недвижимости, банковской и финансовой сферах. В регионах ситуация еще хуже, — делится наблюдениями руководитель департамента «Финансы и аудит» рекрутинговой компании «Корнерстоун» Виктория Филиппова. — Спрос на профессиональных сотрудников стабильно высокий по всем специальностям и превышает предложение в 2-4 раза». Большинство опрошенных «Ф.» экспертов согласились с наличием серьезной проблемы. В особенности жаловались на нехватку инженерно-технических работников, IT-специалистов (консультантов по внедрению ERP-систем и специализированного программного обеспечения), бизнес-аналитиков, инженеров по системам хранения данных. «Технари» — даже выпускники ведущих вузов — нуждаются в доучивании: на «доводку» их до нужной кондиции нужно, по замечанию директора сетевой академии «Ланит» Дмитрия Изместьева, от 3-6 месяцев до трех лет. И это касается всех вчерашних студентов разных профилей.

Срочно требуется операция. Наиболее явные и болезненные проблемы образования, оказывающие прямое и негативное влияние на бизнес, — это неизживаемый академизм, устаревшие, опирающиеся на голую теорию и бесконечно далекие от практики программы, претерпевшие незначительные изменения со времен строительства коммунизма, а также отсутствие связи с рынком труда, упорное нежелание меняться и острая нехватка финансирования. «Система образования не успевает за изменениями в экономике. Многие университеты по-прежнему пытаются концентрироваться на подготовке узких специалистов. Однако сегодняшние бизнес-реалии меняются стремительно и полученные знания быстро устаревают, — убеждает ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев. — Гораздо ценнее приобретенные в процессе обучения навыки постановки и решения задач, умение учиться, работать над новыми проектами, в том числе и в команде». А этому как раз и не учат. Сейчас вузы фактически не выпускают профессионалов, готовых к работе в условиях современного бизнеса. Многих специалистов, необходимых экономике, российские учебные заведения не готовят в принципе. «Нет ни одного вуза, который бы целенаправленно обучал на менеджера по продажам, а это сегодня одна из самых востребованных профессий», — восклицает директор лизинговой компании «Анкор» Анна Черных. При этом налицо «перепроизводство» юристов и экономистов общего профиля.

Лишь немногие учебные заведения, по словам руководителя проекта Examen «Бегин Групп» Михаила Кнеллера, активно идут на контакт с коммерческими структурами, вводят новые, востребованные рынком специальности, организуют стажировки для студентов, проводят «круглые столы» и обсуждения по актуальным вопросам. Большинство вузов свято блюдут собственную закрытость и обособленность, храня приверженность советским традициям подготовки специалистов. Еще одна серьезная проблема — слабость преподавательского корпуса: ничтожные зарплаты и вездесущность представителей старой педагогической гвардии перекрывают доступ столь необходимой «свежей крови». «Квалифицированных преподавателей, хорошо знающих и понимающих бизнес и его потребности, чрезвычайно мало, — сетует директор по персоналу фирмы «Август» Роза Сухорукова. — Не случайно одни и те же преподаватели читают курсы в нескольких учебных заведениях — вуз попросту не может обеспечить себя штатными педагогами высокого уровня».

Помоги мне. Чем именно бизнес может содействовать отечественному образованию? «Компании, заинтересованные в привлечении талантливых выпускников, в состоянии помочь образованию в решении двух главных его проблем: нехватке финансирования и оторванности от реалий современного бизнеса. Помимо спонсорской помощи особый интерес представляют курсы лекций и практические занятия, проводимые состоявшимися профессионалами. Все более популярными становятся программы стажировок — они позволяют студентам определиться с потенциальным работодателем и выбором будущей специальности еще до окончания вуза», — говорит старший консультант рекрутинговой компании «Росэксперт» Оксана Фещенко. Заинтересованные в том, чтобы их потенциальные сотрудники получали актуальные знания, работодатели действительно потянулись в высшие школы — проводят там мастер-классы, делятся опытом со слушателями, выдают именные стипендии, организуют конкурсы и олимпиады, открывают кафедры в профильных институтах, финансируют и помогают в разработке совместных программ.

С непосредственными денежными вливаниями все обстоит несколько сложнее. В 90-е годы это была чистая благотворительность — олигархи делали единичные пожертвования на поддержание жизнедеятельности любимой альма-матер. При многих вузах были созданы попечительские советы, в состав которых входили крупные бизнесмены. Но позднее их перестала устраивать роль сторонних, ни на что не влияющих благодетелей. Сегодня представители крупного бизнеса хотят инвестировать в образование, но с условием точно знать, на что расходуются их деньги, а лучше самим управлять вложениями. Для этого придется менять систему финансирования вузов и законодательство.

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предложил на рассмотрение в правительство законы об эндаументах и о превращении университетов в автономные некоммерческие организации. Если они будут приняты, вузами наравне с государством сможет управлять и бизнес. Подобной привилегии лично от Президента РФ удостоился только председатель совета директоров холдинга «Базэл» Олег Дерипаска — ему позволили войти в состав учредителей РЭА им. Плеханова. Пока на правах эксперимента. Заговорили также о возможности открытия в ближайшее время нескольких экспериментальных эндаументов. Если эти кардинальные изменения произойдут, есть шансы, что бизнес обратит в сторону образования более пристальный взгляд.

Пока же деловые люди задумались о необходимости четко сформулировать требования к выпускникам вузов и определить профессиональные стандарты — чему учить, какие знания, навыки и компетенции нужны сотрудникам для успешного решения ими своих задач. Для этого при РСПП создали Национальное агентство развития квалификаций. Также «промышленники и предприниматели» готовы инвестировать средства в разработку независимых рейтингов учебных заведений — работодателям необходима объективная оценка качества образования.

На вопрос, что мешает в работе с высшими школами, председатель правления Центра финансовых технологий Александр Погудин ответил: «Бюрократизм и консерватизм учебных заведений, их желание побольше получить с бизнеса, а далее абстрагироваться — «пожалуйста, действуйте». Вуз не настроен что-либо предлагать и меняться самостоятельно. Поэтому от компаний требуется достаточно много усилий для того, чтобы начать работать вместе». Также сотрудничеству не способствует явное взаимное недоверие предпринимателей и вузов. Бизнес нередко воспринимается учебными заведениями годным только на оплату счетов, и это, конечно, не может ему нравиться. Вузы же боятся утратить самостоятельность и начать плясать под дудку бизнеса.

Выкручиваемся как можем. Компании решают проблему нехватки квалифицированных кадров по-разному. «Велес Капитал» в течение пяти лет выплачивает стипендии лучшим студентам экономического факультета МГУ. «Здесь мы преследуем не только филантропические, но и прагматические цели, — признается управляющий партнер «Велес Капитала» Дмитрий Бугаенко. — Мы стараемся сделать более осознанным процесс обучения для самых способных ребят, чтобы они имели возможности доучиться и при этом знали о нашей заинтересованности в молодых специалистах». В «Энергогаранте» принимают на работу студентов последних курсов — в результате через год-другой компания получает сотрудников, подготовленных не только теоретически, но и практически. Та же практика применяется в управляющей компании Промышленно-строительного банка (ПСБ) и в «Синтерре», причем большинство студентов привлекается из профильного для фирмы Московского технического университета связи и информатики. «Готовых специалистов в России, а тем более в Петербурге не так много — и мы сами куем кадры», — объясняет исполнительный УК ПСБ Сергей Михайлов. А сотрудники группы компаний «Дивизион» находят время для преподавательской деятельности.

Начальник управления маркетинговых коммуникаций Русского международного банка Мария Большакова поведала «Ф.» о введенной в этом году в кредитной организации программе помощи студентам из регионов и стран СНГ: «Мы разработали программу курирования этих ребят — планируем приглашать их на практику или рекомендовать нашим клиентам и партнерам. Получается своего рода бизнес-инкубатор: студенты могут учиться и одновременно с этим зарабатывать, получая практические знания по специальности, а предприятия получают перспективного сотрудника». А вот замдиректора Банковского института Наталия Малюта уверяет: «Бизнес от образования получает не только кадры. Он удовлетворяет свои потребности в серьезных фундаментальных знаниях, являющихся основой любого начинания. Многие российские учебные заведения способны генерировать интересные идеи, осуществлять новаторские разработки. И без них деловое сообщество будет лишено того «вечного двигателя», благодаря которому оно развивается и растет».

Бизнес-помощь

Крупный бизнес любит помогать образованию — признание своей социальной ответственности облагораживает. Три года назад «Юкос» решил облагодетельствовать Российский государственный гуманитарный университет, подарив ему $100 млн на день рождения. Помешали этому известные события. Фонд совладельца холдинга «Интеррос» Владимира Потанина ежегодно присуждает стипендии тысяче талантливых студентов. «Базэл» при посредничестве компании «Крэйн» и банка «Союз» внедрил программу образовательных кредитов «Кредо». При поддержке холдинга были открыты Московская школа экономики и программа «MBA — производственные системы» при МГУ им. Ломоносова. Много шума наделало обещание Олега Дерипаски вложить от $60 млн до $100 млн в развитие Плехановской академии и превратить ее в вуз мирового уровня, если государство позволит РЭА изменить организационно-правовую форму.

i

СЭНДАУМЕНТ (от англ. endowment — вклад, дар, пожертвование) — фонд при учебном заведении, который может заниматься коммерческой деятельностью, при этом его средства не будут облагаться налогами. Представители бизнеса перечисляют в фонд деньги, они перенаправляются в управляющую компанию, которая вкладывает их в какие-либо финансовые инструменты. Полученными доходами распоряжается университет. Средства идут на зарплаты преподавателям, стимулирование научной деятельности, выплату стипендий, закупку нового оборудования, ремонт помещений и т. д.

Журнал «Финанс.» № 32 (169) 21-27 августа 2006 — Образование
Маргарита Удовиченко

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.