Структурная реформа на железнодорожном транспорте подкатила к развилке. Свои варианты дальнейшего развития отрасли межведомственной комиссии представили Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор), ОАО «Российские железные дороги» и Федеральная служба по тарифам (ФСТ). Если два последних почти не отличаются друг от друга, то первый – дерзкое покушение на монопольный статус РЖД. Сейчас госкомпания – монопольный грузоперевозчик: по рельсам в России бегают только их локомотивы. Остальные компании, в том числе «дочки» РЖД, зарабатывают на сдаче вагонов в аренду. Монополист предлагает в 2007 году создать свою 100-процентную «дочку» и передать ей около 80% собственного парка, а сборы за локомотивы оставить за собой. Появление же альтернативных перевозчиков на рынке до 2010 года в планы РЖД не входит.
По модели Росжелдора рынок должен стать конкурентным. Предлагается уже со следующего года разрешить всем частникам продавать услуги локомотивной связи. Чтобы привлечь эти компании, надо понизить для них стоимость пользования инфраструктурой на 5–60% по разным видам грузов. А к 2015 году РЖД должны стать полностью инфраструктурной компанией и уйти из перевозок. Вместо них 40% рынка будет контролировать федеральная, независимая от РЖД грузовая компания. Еще 20% достанется «дочкам» РЖД, а оставшиеся 40% разделят частные перевозчики.
На прошлой неделе правительство одобрило проекты инвестиционной программы и финансового плана РЖД на 2007 год и на период до 2009 года. За три года на инвестиции компания потратит 694 млрд. рублей. Более 80% этой суммы пойдет на обновление инфраструктуры, 16% – на закупку новых вагонов и локомотивов, остальное – на социальные объекты. Недостаток ресурсов будут частично восполнен из кошельков россиян: стоимость пассажирских перевозок до 2009 года увеличится почти на треть.
Журнал «Финанс.» №42(179) 30 октября – 5 ноября 2006 — Экономика
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.