Зарплатные схемы с использованием страхования жизни хорошо изучены и налоговыми органами, и Росстрахнадзором. А потому предложение, равно как и спрос на них, падает. И тем не менее «жизнь», в том числе в накопительных своих проявлениях, на российских предприятиях теплится. Из рук бухгалтеров этот инструмент переходит в арсенал менеджеров по персоналу. Они распоряжаются им по-разному.
Классика жанра — пенсионные программы. Наиболее мощное мотивационное воздействие они оказывают на людей зрелого возраста. В ходе пенсионной реформы государство поделило граждан на две категории: на тех, кто, может быть, еще успеет накопить на пенсию, и тех, кто родился до 1967 года. Последние фактически исключены из реформы, и тем ценней для них любые проявления заботы работодателя о дополнительном пенсионном обеспечении. С другой стороны, специалисты с многолетним стажем нередко представляют особую ценность для самих предприятий и, находясь на пике карьеры, подчас становятся желанной добычей хэд-хантеров. Бывает и обратная ситуация. Человек явно засиделся на своем месте, ему бы давно пора на заслуженный отдых, но не уходит, ибо социальные гарантии государства не сопоставимы с текущим заработком. Выплаты по пенсионному полису облегчают расставание. Их форма тем временем может быть разной: пожизненное содержание или же срочная пенсия, которая обеспечивает дополнительные доходы в течение заранее оговоренного периода. В конце концов к выходу на заслуженный отдых работодатель может преподнести своему сотруднику и крупную единовременную выплату, накопленную с помощью страховщика.
Другая разновидность корпоративной «жизни» призвана поддерживать в тонусе и приучать к оседлости молодое поколение. В этом случае работодатель заключает со страховщиком договор долгосрочного страхования жизни (ДСЖ), по условиям которого работник начинает получать прибавку к жалованью в виде аннуитетов по истечении нескольких (как правило, не менее пяти) лет. Если не уволится, конечно.
Фактор увольнения привносит некоторую неопределенность в отношения по страхованию жизни. Но у операторов рынка есть готовые решения и на этот счет. «Корпоративным клиентам рекомендуется собирать подписи застрахованных по пунктам, связанным с отказом от страхования и исключением из списка в случае увольнения. Это дает возможность замены застрахованных», — рассказывает заместитель гендиректора Московской страховой компании Александр Федонкин. «При увольнении сотрудника страхователь может расторгнуть договор. В этом случае страховщик возвращает деньги организации, а ее руководство самостоятельно принимает решение, выплачивать или нет увольняемому выкупную сумму», — предлагает решение заместитель гендиректора группы «Альфа-страхование» Татьяна Робулец.
При всех плюсах корпоративной программы страхования жизни HR-менеджер едва ли добьется ее введения на предприятии без санкции бухгалтерии. А ее волнуют прежде всего налоговые последствия. Стоит отметить, что реальная «жизнь» плохо сочетается со «схемной». Чтобы отнести более или менее значительные объемы взносов на себестоимость, работодатель вынужден максимально «обелять» зарплату. Из-под налога на прибыль можно вывести платежи по «жизни» в размере, не превышающем 12% от суммы расходов на оплату труда. «Это недостаточно стимулирует предприятия к страхованию дополнительной пенсии для своих сотрудников», — полагает Александр Федонкин. Причем 12-процентный лимит установлен для суммы взносов как по договорам ДСЖ и добровольного пенсионного страхования, так и по договорам дополнительного пенсионного обеспечения, заключаемыми с НПФ.
Кстати, по части налогообложения у страховщиков и НПФ есть одно принципиальное отличие. Взносы предприятий по ДСЖ формируют базу налога на доходы физических лиц, в то время как страховые выплаты от этого налога освобождены. У НПФ все с точностью до наоборот. Разумеется, корпоративному страхователю интересны программы, где налоги взимаются не «при входе», а «на выходе». Чиновники, кстати, неоднократно говорили о возможности перераспределить налоговое бремя в программах страхования жизни, но дела за словами не поспевают.
Возможно, с налоговой точки зрения предложения НПФ могут показаться более привлекательными, однако фондам трудно соперничать со страховщиками в универсальности услуг.
Журнал «Финанс.» №3 (140) 23-29 января 2006 — Корпоративное страхование
Артем Федоров
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.