В прошлом году фестиваль Grand Pas вызвал скандал, не успев начаться: балет французского хореографа Анжелена Прельжокажа “Благовещение”, предлагающий нетрадиционную трактовку сакрального сюжета, вызвал гневное письмо некоего общественного комитета “За нравственное возрождение Отечества”. Это только подогрело любопытство ценителей современного балета: цена билетов у перекупщиков достигала заоблачных величин.
На этот раз поводов для ажиотажа тоже более чем достаточно: фестиваль откроет претенциозная работа британской компании Random “Немезида” в постановке хореографа Уэйна МакГрегора. Апокалиптическое видение нашествия на Землю насекомых-мстителей приправлено цифровым видео и техно-симфонией Сканнера, который лично исполнит свое произведение в Москве. Второй балет, который привезут англичане, – трилогия Polar Sequences – интересен другим: впервые за 11-летнюю историю компании Уэйн МакГрегор решил воспользоваться услугами приглашенных хореографов… Стоит ждать и появления американского балета Complexions, который представит сразу семь своих работ: основатели компании Десмонд Ричардсон и Дуайт Роден завораживают в свободном, энергичном и многоликом танце. Trockadero de Monte-Carlo в Москву приезжает впервые и обещает зрелище по меньшей мере забавное: труппа танцовщиков-мужчин пародирует классический балет, выступает в балетных пачках и изображает умирающих лебедей.
Национальный балет Королевства Нидерландов (Dutch National Ballet) предложит нам смесь романтики, неоклассики и современной хореографии в спектаклях “Пульчинелла”, “Адажио для клавесина” и “Грэй зона”. Перед началом фестиваля корреспонденту “Ф.” удалось побеседовать с его художественным директором, хореографом и бывшим солистом балета Тедом Брандсеном.
– Господин Брандсен, чего вы ожидаете от предстоящего фестиваля?
– Мне кажется, это замечательная возможность обмена культурным опытом. Шанс показать российской публике самые последние достижения современного балета.
– Какие балетные премьеры этого года вы могли бы отметить и чего ждать от Национального балета в году следующем?
– Совсем недавно британский хореограф Дэвид Доусон создал новую работу для Национального балета под названием Mourning Ground, которую положил на фортепианное соло Фредерика Шопена. Сейчас я работаю над новой версией “Жар-птицы”, премьера которой состоится в декабре в программе Russian Fairy Tales, в феврале 2005 года у нас будет премьера нового балета “Дон Джованни”, который мы делаем совместно с приглашенным хореографом Кристофом Пастором, а в марте 2005-го – новый балет Ханса ван Манена.
– Как вы пришли в балет? Кто повлиял на вас?
– Я занялся балетом поздно, в 17 лет. К Национальному балету присоединился, когда мне был 21 год. Влияние оказали хореографы Национального балета, в особенности Руди ван Дантциг и Ханс ван Манен. Это была, как впрочем есть и сейчас, труппа с разноплановым репертуаром. Мы, танцоры, постоянно работали над новыми постановками, созданными специально под нас, и всегда были вовлечены в процесс. Мы не просто репетировали свои роли, а были частью творческого действа…
– Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать хороший танцовщик?
– Он должен иметь хорошие физические данные, быть музыкальным, открытым для экспериментов и вместе с тем интеллигентным, артистичным, он должен уметь выразить свою индивидуальность.
– Не секрет, что в России искусство современного танца не слишком развито. Что, по-вашему, тому причиной и может ли что-либо измениться в ближайшем будущем?
– В России балетные традиции очень крепки, и это хорошо. Но иногда они препятствуют дальнейшему развитию искусства танца. Я надеюсь, что вскоре это изменится. Сейчас много перемен происходит в и Мариинском, и в Большом театрах. Еще я думаю, что для независимости современных хореографов нужны деньги. Но это, конечно, зависит от экономики.
– В вашей труппе танцует российская балерина Лариса Лежнина. А как бы вы в целом охарактеризовали российскую балетную школу?
– Российские танцоры великолепны! Отличная подготовка, удивительный артистизм, желание во всем добиться совершенства и критическое отношение к себе. Метод Агриппины Вагановой ценится во всем мире, и очень интересно наблюдать за разными подходами к танцу у разных школ. Из этого может родиться множество интересных мыслей.
– Вы бы пригласили в свою труппу еще кого-то из российских танцовщиков?
– Надеюсь, что в будущем я смогу пригласить других замечательных российских танцовщиков из Мариинского или Большого театра. Национальный балет Королевства Нидерландов – интернациональная труппа, и мы всегда открыты для новых талантов из разных стран мира, в том числе и России!
Журнал «Финанс.» № 38 (79) 11-17 октября 2004 – Отдых
Анна Орлова
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.