Иосиф РАЙХЕЛЬГАУЗ об Александре Гордоне и его необычном проекте…

— Это спектакль, который делается в рамках проекта «Открытая сцена», деньги на него выделило правительство Москвы. Ничего более экспериментального просто не может быть: Гордон затеял спектакль, который одновременно будет и телевизионной передачей. В спектакль будут приходить политики, зрители будут комментировать происходящее. Гордон станет режиссером спектакля и в то же время телевизионным ведущим. Я сам жду все это с большим интересом: может, другому я бы и не позволил так развернуться в театре, но Гордон — человек безумно талантливый. Мне не важно, что напишут два-три злобных критика. Суть в том, что для театра это новое слово, новая затея, которая вызывает большой интерес. За точку отсчета взяты «Бесы» Достоевского. Но это не инсценировка и не последовательное движение по роману. Бесы, скорее, предмет рассмотрения и предмет интеллектуальной игры.

…и о современной пьесе:

— Очень легко называть современной пьесой «Гамлета» и драмы Островского. Но я понимаю современную пьесу буквально — как драматическое произведение, написанное здесь, сегодня, сейчас, живым автором и играющуюся в первый раз. В этом театре за 15 лет не было пьесы, которая бы повторила какой-то спектакль, идущий в других московских или немосковских театрах. У нас идут только премьеры, и это наш принцип и наша программа. Нам принес две пьесы Ион Друцэ — выдающийся писатель, которого изучают в школе наряду с Чингизом Айтматовым. Семен Злотников каждую новую пьесу уже много лет отдает в «Школу современной пьесы». Спектакль «Пришел мужчина к женщине» впервые мы сыграли 15 лет назад, открыли им театр, и спектакль идет до сих пор. А последнюю его вещь — «Прекрасное лекарство от тоски» с Натальей Андрейченко и Альбертом Филозовым — мы поставили в прошлом сезоне. Когда у нас появилась первая пьеса Евгения Гришковца, никто не имел понятия о том, кто это такой. Я тоже разводил руками: «Неужели это можно ставить?» Но ставить начал. А теперь Гришковец представляет Россию в Европе и во всем мире: его «Записки русского путешественника» открывали Боннский биеннале — самый престижный театральный фестиваль в Европе. Так что, слава богу, современные авторы творят, пишут пьесы и… отдают их в наш театр. А мы их ставим и играем — такая работа!

Журнал «Финанс.» № 22 (11-17 августа 2003) — Личное

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.