Рынок аутсорсинговой (от англ. out source — источник извне) бухгалтерии, как, впрочем, и других аутсорсинговых услуг (информационные технологии, управление персоналом и др.), в России только развивается. По словам директора в департаменте аудита БДО «ЮниконРуф» Натальи Гороховой, до недавнего времени компаний, предоставлявших услугу, было немного, а ее стоимость была высокой. Ведение учета специализированным фирмам заказывали в основном западные компании, привыкшие тратить значительные средства на достоверную отчетность. Однако впоследствии у рынка появились значительные перспективы. Услугу начали оказывать новые операторы, а ее качество повысилось. Российские руководители вслед за западными коллегами ощутили стремление страховаться от рисков, связанных с ведением отчетности неквалифицированными бухгалтерами.
Возможность ведения бухгалтерского учета внешним оператором обеспечена положениями Налогового кодекса РФ и Федерального закона «О бухгалтерском учете». Специфика аутсорсинговой бухгалтерии заключается в том, что ответственность за ведение отчетности берет на себя не физическое лицо — бухгалтер организации, а юридическое лицо — бухгалтерская фирма. Единственной задачей клиента становится представление первичных документов. Фирма — поставщик услуги занимается расчетом налогов, подготовкой внутренней документации и отчетности. Специалисты бухгалтерской фирмы составляют внешнюю бухгалтерскую отчетность, представляют ее в налоговых инспекциях и внебюджетных фондах, защищают интересы клиента в фондах и Министерстве по налогам и сборам. Инспекторские проверки из налоговых инспекций и фондов бухгалтерские фирмы могут принимать на собственной территории.
Цены плавают
Как правило, клиентам, заключающим постоянный контракт на ведение бухгалтерского учета, автоматически предоставляются услуги по налоговому планированию и консультированию. Цены на услуги колеблются в зависимости от размеров и репутации компании (в небольших фирмах цены ниже) и от сложности отчетности. Сложность определяется исходя из количества обрабатываемых документов. «Нулевой» баланс стоит порядка $80-100 в месяц, включая НДС. Услуги бухгалтерской фирмы по ведению отчетности в компании, где необходимо обработать от 100 до 200 документов, будут стоить около $500-800. Если необходимо обработать 200-300 документов, услуга обойдется в $700-1000 в месяц. Расценки на составление наиболее сложной бухгалтерской отчетности могут значительно превышать $1500. Некоторые бухгалтерские фирмы различают цены на составление баланса по видам деятельности клиента: для фирм, занятых во внешнеэкономической деятельности, строительных, инвестиционных компаний, услуга стоит дороже. Компаниям, работающим на внутреннем рынке, — дешевле.
Помимо ведения бухгалтерского учета аутсорсинговые фирмы предлагают различные дополнительные услуги. Например, восстановление бухгалтерской и налоговой отчетности в случае, если некоторые разделы не соответствуют требованиям закона или учет не велся вовсе; разработка и внедрение учетной политики. Как говорит Ирина Данилевич, генеральный директор ООО «Профессиональная бухгалтерская компания «Главный бухгалтер»», аутсорсинговая бухгалтерия — очень гибкий инструмент, позволяющий предоставлять именно те услуги, которые необходимы клиенту. «Компания может иметь собственного бухгалтера или бухгалтерию, занимающуюся обработкой первичной документации или, например, начислением заработной платы, и передавать все остальные функции внешнему оператору», — говорит Ирина Данилевич. Либо заказывать у бухгалтерской фирмы выполнение услуг по налоговому планированию, составлению отчетности, расчету отдельных налогов на основании постоянно действующего или разового договора. Цены на разовые услуги варьируются от $11 до $50 в час, в некоторых компаниях плата за услуги производится из расчета от $150 до $250 в день.
Принцип формирования цены по числу обрабатываемых документов делает рациональным пользование услугой небольшими компаниями. Проведение бухучета внешним оператором в крупной компании не оправдывает себя в силу непомерного увеличения стоимости услуги. По словам Виталия Антощенко, генерального директора Объединенной консалтинговой группы, неудобство бухгалтерского аутсорсинга в крупной компании заключается также и в том, что требует перемещения большого количества документов. Однако специалисты бухгалтерской фирмы могут предоставлять услугу непосредственно на предприятии, работая как собственная бухгалтерская служба.
Секрет фирмы
Один из вопросов, который задают руководители, оценивающие возможность передачи бухгалтерии на аутсорсинг, звучит так: как можно доверять внутреннюю информацию сторонней фирме? Виталий Антощенко утверждает, что утечка информации о финансовой деятельности заказчика исключена. Внутри бухгалтерской фирмы существует положение о коммерческой тайне клиента, нарушение которого нанесет ущерб прежде всего интересам компании, предоставляющей услугу. «Передача любой информации о компании клиента государственным учреждениям производится только по письменному запросу и только в соответствии с действующим законодательством. Решение о законности требования о выдаче информации выносится после анализа ситуации нашими юристами», — говорит Виталий Антощенко.
Бухгалтерская фирма берет на себя и материальную ответственность за неправильное ведение бухгалтерской отчетности. Процедура выплат может быть различной. Обычно риски, связанные с деятельностью бухгалтерских фирм, страхуются. В случае наложения штрафных санкций клиент выплачивает штраф, после чего страховая компания компенсирует его сумму. Максимальная сумма компенсации обычно ограничена 12-15 тыс. рублей. Либо бухгалтерская фирма доказывает правильность составления отчетности в суде. В случае если правоту доказать не удается, аутсорсинговая фирма выплачивает штраф.
Нет болезням
Руководители компаний, пользующихся услугами бухгалтерских фирм, разумеется, говорят, что они довольны. Ведь передача бухгалтерии «на сторону» позволяет заказчику полностью скон- центрироваться на основной деятельности. Генеральный директор ООО «Комньюс.ру» Дмитрий Петровский говорит: «Мы ориентированы на развитие, увеличение прибыли и не отвлекаемся на проблемы, связанные с представлением бухгалтерской отчетности». Помимо этого, как сказал Дмитрий Петровский, «бухгалтерская фирма не болеет». То есть риски, связанные с отсутствием бухгалтера по болезни или в случае его увольнения, не затрагивают компанию, которая пользуется услугами стороннего оператора.
Генеральный директор туристической компании «Комфорт трэвел&Ко» Елена Зайцева находит удобным то, что ее фирма избавлена от необходимости заниматься подбором и тестированием специалистов в области бухучета. «Очень сложно найти хорошего бухгалтера», — говорит Елена Зайцева. «Даже после тщательных поисков сохраняется риск нанять непрофессионала, причем выяснится это лишь после того, как он совершит какую-нибудь ошибку, за которую придется расплачиваться руководителю». Бухгалтерская же фирма специализируется на бухучете, ей легче подобрать хорошего специалиста, легче проверить его квалификацию.
Заказчики отмечают, что аутсорсинг позволяет экономить офисную площадь: отпадает необходимость в содержании как минимум одного рабочего места. Не надо регулярно закупать электронные информационные базы, необходимые для ведения бухучета, появляется возможность сэкономить на посещении бухгалтером регулярных разъясняющих и обучающих курсов и семинаров. К тому же организации выгоднее уплачивать НДС с суммы, затраченной на услуги аутсорсинговой компании, чем единый социальный налог с заработной платы собственного бухгалтера.
Недостатком услуги, по признанию самих бухгалтерских фирм, является то, что бухгалтер не находится рядом с руководством компании в режиме реального времени. Это влечет за собой целый ряд затруднений. Во-первых, отсутствие единой бухгалтерской базы иногда затрудняет контроль операций с клиентами и поставщиками. Неудобно также и то, что приходится отдавать банковские выписки на какое-то время. В случае если не используется система «банк-клиент», возникают затруднения при составлении отчетов, приходится делать копии всех первичных документов.
Пользователи услуги относят к неудобствам аутсорсинга то, что стороннему бухгалтеру приходится подробно объяснять специфику деятельности клиента. «Приходится некоторое время посвящать введению в курс дела, объяснять, какие расходы к каким проектам и статьям относятся и что такое запасы продукции в информационной компании», — говорит коммерческий директор «Комньюс.ру» Константин Киселев. То же самое происходит и в случае смены специалиста, который ведет бухгалтерскую отчетность. А по поводу стоимости аутсорсинга мнения руководителей разошлись. Генеральный директор компании «Александр-сервис» Александр Полушников считает, что услуги собственного бухгалтера обошлись бы ему гораздо дешевле. «Зарплата бухгалтера не так сильно зависит от объема документооборота, как стоимость услуг сторонней фирмы». Константин Киселев, напротив, считает, что экономит на зарплате и компенсациях, так как «высококлассный бухгалтер, гарантирующий качественную работу и спокойствие руководства», обошелся бы его компании дороже, чем сумма, выплачиваемая консалтинговой фирме. Елена Зайцева добавляет: «На рынке уже действует достаточно много операторов. Всегда можно выбрать того, чьи расценки будут наиболее выгодны для компании». В любом случае отказываться от услуг бухгалтерских фирм они не собираются.
Журнал «Финанс.» № 11 (12-18 мая 2003) — Бизнес
Анастасия Иванова
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.