Впервые о необходимости принятия закона о страховании вкладов заговорили в 1993 году. С тех пор подготовленный законопроект дважды рассматривался Думой, но неизменно возвращался на доработку. В 2002 году Владимир Путин поручил правительству подготовить концепцию страхования вкладов населения. На ее базе появился новый законопроект, который в конце февраля 2003 года правительство внесло в Госдуму.
Первоначально закон назывался «О страховании вкладов граждан в банках РФ», однако законодатели не нашли в нем страховых принципов и заменили слово «страхование» на «гарантирование». Но и это не отразило сути создаваемой системы. Поэтому пришлось снова вернуться к «страхованию». По словам разработчиков, проблема заключается в бедности русского языка — сложно подобрать соответствующее слово. А в результате закон не могут принять уже 10 лет.
Система страхования предполагает, что банки, получившие лицензию на работу с вкладами частных лиц, отчисляют 0,6% от среднедневного остатка на счетах физических лиц в специальный страховой фонд. Как долго им придется это делать, неизвестно, но не исключено, что со временем страховые платежи отменят. Также до сих пор не ясно, как быть с деньгами страхового фонда, так как механизм их инвестирования не продуман.Суть закона заключается в том, чтобы граждане смогли получить хотя бы часть своих накоплений в случае банкротства банка. В течение 17 дней с момента подачи заявки сумма депозита выплачивается полностью, если она не превышает 20 тыс. рублей (за исключением вкладов на предъявителя). Если сумма вклада превышает 20 тыс. рублей, граждане вправе рассчитывать на выплату 75% от сумм по банковским обязательствам. При этом максимальная единовременная выплата составляет 95 тыс. рублей. Остальные средства можно будет вернуть на более поздних этапах реструктуризации задолженности банка-банкрота. В соответствии с законопроектом выплаты по долгам будет осуществлять Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО). Агентство предполагается сделать кредитором первой очереди разорившегося банка. В этом случае крах одного кредитного учреждения, по мысли разработчиков, сильно не отразится на емкости всего страхового резерва.
Идея обезопасить вклады населения похвальна, но, по мнению депутатов, у представленного правительством варианта закона есть ряд существенных недостатков. «Некоторые его положения выглядят как провокация», — заявил зампред комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Павел Медведев. По его словам, три пункта законопроекта могут его похоронить: два связаны с ролью Сберегательного банка РФ в системе страхования вкладов, а третий — с процедурой допуска кредитных организаций к страхованию.
С 1 января 2007 года вкладчики Сбербанка лишатся государственных гарантий, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ. Кроме того, законодатели разошлись во мнении, нужно ли создавать два страховых фонда (один — для Сбербанка, второй — для остальных кредитных учреждений) или лучше сделать единый резерв.
Государство является основным акционером Сбербанка. Поэтому, как считает первый заместитель председателя правления Центробанка РФ Андрей Козлов, в любом случае госгарантии у его вкладчиков останутся. «Никакому здравомыслящему человеку не придет в голову банкротить Сберегательный банк», — считает Андрей Козлов. В связи с этим он не видит существенных причин для того, чтобы создавать два страховых фонда и вообще сохранять государственные гарантии для вкладчиков Сбербанка. Павел Медведев назвал такую позицию «хулиганским поведением» и напомнил, что после 2007 года основная нагрузка на страховые выплаты ляжет именно на вкладчиков Сбербанка, значительная часть которых — из малоимущих слоев населения.
Пока законодатели спорят о роли Сбербанка, банкиры ждут разработки механизма отбора участников для системы страхования. Некоторые опасаются, что в результате отбора могут пострадать банки с неплохой репутацией. При этом ни у кого нет уверенности, что в систему не попадут «случайные» кредитные организации.
Предполагается, что в ходе «тендера» Центральный банк проведет проверку всех банков по новым надзорным принципам. Всего будет две проверки, однако ясно, что многие банки, которые не пройдут первую, до второй не доживут. Клиенты не станут ждать результатов отбора и отнесут свои деньги в более надежное место.
Чиновники понимают, что экзамен ЦБ может обернуться для многих банков крахом, но главное — вряд ли у ЦБ хватит времени и сил для комплексных проверок. Поэтому законодатели предложили упростить процедуру отбора кредитных организаций. В каком виде законопроект в конце концов поступит в Госдуму, сказать пока сложно. Ожидается, что это произойдет уже в мае, чтобы до парламентских выборов закон был принят. Скорее всего депутаты уложатся в срок. Вопрос лишь в том, сможет ли предлагаемая система гарантировать гражданам возврат средств, а банкам — наличие клиентов.
Журнал «Финанс.» № 6 (7-13 апреля 2003) — Экономика
Егор Пименов
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.