— Кирилл Арнольдович, каковы основные недостатки одобренного Советом Федерации закона об ОЭЗ?
— На мой взгляд, главные претензии сводятся к тому, что прописаны механизмы создания и функционирования лишь двух типов зон — промышленно-производственных и технико-внедренческих. Почему только они? Ведь в мире существуют и зоны свободной торговли, и сервисные зоны, и другие типы и разновидности ОЭЗ. Все регионы заинтересованы в создании особых экономических зон, однако условия их создания и функционирования должны решаться в индивидуальном для каждого из них порядке. Если, к примеру, для Татарстана, где накоплен значительный промышленный потенциал, производственные зоны будут выгодны и полезны, а для Сибири, где есть большая научно-техническая база, подходят технико-внедренческие зоны, то менее развитые территории не смогут привлечь компании в ОЭЗ, да и финансово «не потянут» их создание.
— Много вопросов вызывает и положение об обязанности резидента промышленно-производственных зон вложить не менее 10 млн евро.
— Это также один из главных недостатков законопроекта. Откуда взялась данная сумма: почему 10, а не 5 млн? Этим решением сразу отсекается малый и средний бизнес. Никто не пойдет в зону с таким высоким стартовым порогом.
В целом же претензий гораздо больше: предусмотрено, что управление ОЭЗ будет возложено на специально созданное для этого федеральное агентство, однако четко не прописано, каким образом оно будет осуществлять надзор за их деятельностью. Если рассматривать мировой опыт создания ОЭЗ, то, к примеру, в Китае эту функцию берут на себя управляющие компании. Они заботятся о доходности и эффективности их работы, а вот на что будет ориентировано агентство, не ясно.
Не совсем понятно, кто и по каким критериям будет осуществлять отбор компаний, претендующих на ведение деятельности в ОЭЗ, а также не прописаны и основания для отказа — данное положение может стать очередной кормушкой для чиновников. В целом возникает ощущение, что и Госдума, и СФ принимали закон ради закона, не думая о последствиях.
— Что же нужно было делать разработчикам закона об ОЭЗ?
— У каждого региона и республики есть своя специализация. Кроме двух вышеназванных типов зон нужно было прописать и торговые зоны, которые давали бы компаниям, ведущим деятельность в них, налоговые послабления и другие льготы. Это привлекло бы инвесторов. К примеру, в Калмыкии можно создать особую экономическую зону на базе международного аэропорта. Законодательно закрепить здесь безналоговую территорию, что помогло бы превратить его в грузовой терминал между Россией и другими странами. Или на базе порта Логань, который находится в стратегически удобном месте. Такие крупные проекты, как аэропорт или порт, требуют серьезных вложений, но заинтересовать потенциальных инвесторов в них можно лишь суперблагоприятным налоговым режимом.
Также сегодня в Калмыкии строится самый большой буддистский храм в мире, который станет одной из официальных резиденций далай-ламы. Не хотел бы смешивать религию и бизнес, но экономический фактор присутствует — в республику уже сегодня едут буддисты со всего мира, а с окончанием строительства храма поток возрастет в разы. В связи с этим стоило бы задуматься о принятии закона о рекреационных зонах, который позволил бы существенно улучшить туристическую инфраструктуру республики и ее инвестиционную привлекательность.
— Можно ли ожидать принятия поправок в закон об ОЭЗ, которые бы учли интересы регионов?
— Понимание наших проблем со стороны правительства есть. По крайней мере помощник председателя правительства Юрий Жданов, который курирует вопросы создания ОЭЗ, согласился с моим предложением относительно необходимости создания свободных зон в Калмыкии на базе аэропорта и порта Логань. Кроме того, по его словам, уже осенью нынешнего года будет готов законопроект о рекреационных зонах.
Журнал «Финанс.» №26 (116) 25-31 июля 2005 — Государство
Беседовал АЛЕКСАНДР ПОТАПОВ
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.