Эксперимент проводит фонд научных исследований «Прагматика культуры». Посетителям участвующего в проекте театра раздаются конверты, в которых помимо анкеты лежат шесть десятирублевых бумажек. После просмотра постановки и в зависимости от полученных впечатлений зрителям предлагается забрать из конверта или добавить в него сумму в пределах 50 рублей. Шестая десятирублевка нужна для контроля: человек, решивший взять деньги из жадности (а таких любителей бесплатного сыра и строгой экономии, по данным исследователей, набирается до 16 процентов), присвоит себе всю сумму целиком.
«Театрон» — уже второй подобный проект, проводимый фондом: осенью «Прагматика культуры» ставила серию аналогичных экспериментов в московских кинотеатрах. «В проекте «Синема» мы проверяли, готов ли зритель действовать в предложенной системе координат, хочет ли он реагировать, доплачивать, участвовать в диалоге», — пояснила журналу «Финанс.» куратор «Театрона» Наталья Кирста.
Молчание цены. Автор проекта, руководитель фонда «Прагматика культуры» Александр Долгин — профессор Высшей школы экономики, который по роду основных занятий является управляющим группой компаний «Союзнихром», вводит такое понятие, как «качественное время». Цена на билет, даже самая высокая, еще не гарантирует удовольствия от постановки. Она вообще ни о чем не говорит, кроме статуса театра, комфортабельности зала и удаленности места от сцены. Как правило, зритель покупает «кота в мешке»: процент попадания на «свой» спектакль, который потрясет до глубины души или насмешит до слез, не так велик и зачастую случаен, а потраченных впустую денег уже не вернуть. Александр Долгин предлагает «Снять занавес с цены» — перенести часть платы за культурный продукт на момент «после просмотра», когда зритель сможет платить пропорционально полученным эмоциям.
Первые сводки. Официально «Театрон» стартовал в конце января, но пилотные замеры проводились еще в декабре 2003 года. Эти данные, прошедшие лишь первичную обработку социологов, позволяют выявить показательную тенденцию. Большее количество положительных отзывов оказалось у небольших театров, целиком заполняемых «своей» публикой, которой близки эстетические взгляды режиссера. Характерный пример — театр «Около дома Станиславского»: спектакль «Где тут про воскресение Лазаря» заработал в среднем около 22 рублей с человека, а «Предпоследний концерт Алисы в стране чудес» — 26 рублей. Чуть меньше показатели у Центра им. Мейерхольда: постановка «Арто и его двойник» собрала в районе 14 рублей с каждого зрителя. Результаты замера в третьем театре — «Эрмитаж» — оказались печальны: так, на спектакле «Анатомический театр инженера Евно Азефа» каждый посетитель в среднем забирал 17 рублей из возможных 50. Что вовсе не означает низкого художественного качества спектакля: просто случайная публика попала на чуждое ей зрелище.
В эксперименте, который продлится до конца марта — середины апреля, планируют принять участие «Сатирикон», театры им. Маяковского, Вахтангова, Моссовета и другие известные московские площадки.
Есть идея! Конечная цель проекта Александра Долгина — создание в Интернете особой информационной системы коммуникационных сообществ, с помощью которой потребитель сможет получать достоверную информацию о развлечениях. Причем исходить она будет от людей, вкусы которых совпадают с его собственными. Тогда вероятность попадания на спектакль или фильм, который принесет удовольствие, увеличится в несколько раз, что, безусловно, удобно для делового человека, у которого просто нет времени на то, чтобы исследовать рынок развлечений методом тыка. «Клиента могут интересовать потребительская оценка того или иного продукта или рейтинг текущего предложения. Он сопровождает запрос своими собственными оценками потребленных им в прошлом продуктов и получает из операционной системы автоматическую выборку оценок для нового продукта. Эмитентами этих индивидуально подобранных оценок выступают эксперты, отобранные по критерию совпадения с оценками, первоначально заданными клиентом», — излагает Александр Долгин замысел своей системы, которая должна заработать к 2012 году. Как стало известно журналу «Финанс.», предприниматель собирается вложить в проект сумму порядка $1 млн. l
Журнал «Финанс.» № 4 (45) 2-8 февраля 2004 — Отдых
Юлия Гордиенко
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.