Дело техники

В десятку крупнейших машиностроительных компаний России входят шесть автомобильных производителей, причем один из них («Форд мотор компани») является дочерней структурой крупного западного автомобильного концерна. Конкуренция российских фирм с иностранными компаниями с каждым годом усиливается, и пока ситуация складывается не в пользу производителей «Жигулей», «Газелей» и др. Возможно, через пять лет все крупнейшие автомобильные заводы будут либо «дочками» иностранных концернов, либо площадками для сбора иномарок.

По результатам автомобильной промышленности в 2004 году можно прогнозировать ее дальнейшее развитие. Заводы, принадлежащие зарубежным фирмам или собирающие иномарки, растут быстрее, чем доморощенные производители. Выручка «Форд мотор компании» в прошлом году выросла на 63%, продажи «Тагаза», собирающего автомобили Hyundai, увеличились в четыре раза. Рост объемов реализации «Автоваза» составил 23%, ГАЗа — 27%, а «Северсталь-авто» — 19%. У «Камаза» дела обстоят чуть лучше (+41%).

Тем не менее у всех компаний — и российских, и иностранных — очень низкая чистая рентабельность, которая составляет, как правило, всего несколько процентов. Например, у Камского завода при выручке в 47,5 млрд рублей чистая прибыль равна 25 млн рублей. Относительно высокая рентабельность наблюдается только у «Северсталь-авто» (7%) и СП «Джи Эм — Автоваз» (10%).

Вообще низкая эффективность бизнеса — общая проблема всех машиностроителей. У производителей железнодорожной техники рентабельность ничуть не выше, чем у автомобильных заводов. Но благодаря заказам «Российских железных дорог» (РЖД) компании железнодорожного машиностроения добились высокой динамики роста — не менее 40%. По данным РЖД, к настоящему времени средний износ российского подвижного состава составляет около 70% К 2010 году выработают срок службы и должны быть списаны от 50 до 90% всего действующего подвижного состава. Таким образом, из-за высокого уровня износа и роста используемого парка спрос на подвижной состав уже сейчас на 10-20% превышает объем годового производства.

Несмотря на стабильно увеличивающийся поток денежных средств, когда, казалось бы, каждый производитель подвижного состава мог спокойно существовать и работать в своей нише, в индустрии продолжается консолидация активов. В этом году в состав «Трансмашхолдинга» (ТМХ) вошли Демиховский машиностроительный завод и Коломенский завод, ранее принадлежавший транспортной группе «Северстальтранс». ТМХ также владеет блокирующим пакетом Тверского вагоностроительного завода, который является монополистом на рынке пассажирских вагонов.

Кстати, процесс консолидации продолжается во всех секторах машиностроения, кроме автомобилестроения. Недавно на рынке появилась информация о возможном объединении двух крупнейших производителей сельскохозяйственной техники — концерна «Тракторные заводы» и «Агромашхолдинга». А в судостроении за последний месяц состоялись две сделки. Объединенная промышленная корпорация (ОПК), управляющая производственными активами акционеров Международного промышленного банка, выкупила у группы ИСТ Балтийский завод. Сделка поставила точку в конфликте между «Северной верфью» (принадлежит ОПК) и Балтийским заводом за экспортные заказы. Теперь на базе двух предприятий ОПК сможет создать крупный судостроительный холдинг.

В конце августа группа «Морские и нефтегазовые проекты» (МНП) продала судостроительную фирму «Алмаз» одному из своих совладельцев Леониду Грабовцу. В обмен на долю в МНП он получил 88% акций предприятия с годовой выручкой в 2,4 млрд рублей.

КРУПНЕЙШИЕ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ КОМПАНИИ

Место

Компания

Выручка в 2004 г., млн руб.

Рост выручки, %

Выручка в 2003 г., млн руб.

Чистая прибыль в 2004 г., млн руб.

1

Автоваз

160 536

23

130 772

4 575

2

Камаз

47 459

41

33 766

25

3

ГАЗ

46 655

27

36 686

80

4

ТВЭЛ

42 482

24

34 167

8 030

5

Концерн Алмаз-Антей

36 824

6

АХК Сухой

36 351

-18

44 371

7

СОК — Автокомпонент

27 030

23

22 050

8

Форд мотор компани

24 300

63

14 886

332

9

Уралвагонзавод

24 154

10

22 000

2

10

Северсталь-авто

23 029

19

19 385

1 672

Журнал «Финанс.» № 33 (123) 12-18 сентября 2005 — Главная тема
Игорь Терентьев

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.