Традиционно основной объем работы по переводу отчетности на МСФО выполняли и продолжают выполнять международные аудиторские фирмы, входящие в «большую четверку». Они начали работать в России еще в начале 90-х годов, когда российские аудиторы делали лишь первые шаги. Крупные компании и банки размещают заказы у аудиторов «большой четверки» прежде всего из-за их репутации и узнаваемости брэнда. В случае если целью проведения аудита является выход на международные фондовые рынки, привлечение крупных прямых иностранных инвестиций или участие в государственных тендерах, компания, как правило, вынуждена прибегнуть к услугам уважаемой аудиторской фирмы в целях улучшения своего имиджа в глазах третьих сторон (участников рынка, иностранных инвесторов или государства). Последние привыкли верить в то, что аудитор с громким именем едва ли допустит проведение «заказного» или некорректного аудита, в то время как относительно небольшая аудиторская компания в принципе может пойти на сделку (например, подписать заведомо ложное заключение). Впрочем, практика показывает, что непоколебимая вера в надежность компании-гиганта не всегда оправданна. Лучший пример — скандальный крах Arthur Andersen, «погоревшей» на истории с обанкротившейся компанией Enron. Другим крупнейшим аудиторам тоже случалось попадать в неприятные истории, однако заложенный в их репутацию «запас прочности» каждый раз позволял им сохранять позиции.
Трудно не согласиться с тем, что брэнд крупного международного аудитора в значительной мере гарантирует качество предоставляемых услуг. Оно обеспечивается высокими внутрифирменными требованиями к персоналу, постоянно проводимыми программами повышения его квалификации. Каждый сотрудник, работающий, например, в PricewaterhouseCoopers, имеет доступ к богатейшим методическим материалам компании, а также информации об изменениях в профессиональных стандартах и новых методиках оказания услуг. Кроме того, «большая четверка» имеет существенный опыт работы за рубежом, и если речь идет, например, о выходе компании на мировой рынок с новым продуктом, то здесь за плечами некоторых западных фирм более чем вековая история.
Неоспоримо преимущество «большой четверки» и в консультировании по IPO (этот вид услуг часто предоставляется вместе с внедрением МСФО, если клиент планирует размещение своих бумаг на зарубежном финансовом рынке). Клиентам объясняют, как лучше структурировать компанию перед выходом на биржу, на какие инвестиции она может рассчитывать и как надо продвигать себя за рубежом. Иногда иностранные консультанты могут даже непосредственно влиять на поведение иностранных инвесторов.
МСФО made in Russia
Российские игроки также пытаются найти свое место на рынке аудиторских услуг, связанных с переходом на МСФО. Опрошенные журналом «Финанс.» эксперты единодушны во мнении, что крупнейшие российские аудиторские фирмы практически не уступают «большой четверке» по качеству услуг. Они уже накопили значительный опыт работы с МСФО, МСА и US GAAP, имеют специализированные департаменты. Высокое качество их работы подтверждается и тем, что отчетность, подготовленная с помощью российских специалистов, заверяется компаниями «большой четверки». При этом, по различным оценкам, стоимость услуг российских компаний в среднем на 25-50% ниже, чем у их иностранных конкурентов, поскольку в стоимость контракта не включается внушительная надбавка за брэнд и отчисления на консультационную поддержку иностранных партнеров.
«Зачастую у российских компаний нет методологической поддержки зарубежных специалистов, что необходимо для разрешения спорных профессиональных вопросов, однако в российских и международных компаниях работают специалисты сопоставимого класса и очень типичным является переход аудиторов и консультантов из российских компаний в «большую четверку» и наоборот», — считает Аскольд Бирин, директор департамента международной отчетности компании ФБК.
Основная проблема российских аудиторских компаний состоит в том, что за рубежом еще не привыкли доверять их заключениям, поскольку в стране еще не действуют МСФО. На руку иностранным игрокам сыграла и неопределенность с тем, какое государственное ведомство должно готовить требования по стандартам отчетности для банков. Эксперты российских компаний признают, что решение проблемы, связанной с признанием российского аудита иностранными пользователями отчетности, не будет простым и займет не один год.
Именно для улучшения своего имиджа многие российские компании сейчас стремятся войти в признанные за рубежом международные сети — RSM International, BDO International, Pannell Kerr Forster, Baker Tilly International и др. Как считает Кирилл Захаров, руководитель отдела международных стандартов аудита и бухучета «БДО ЮниконРуф», становясь полноправными членами международных сетей, российские компании получают доступ к передовым технологиям, а также кадровым и информационным ресурсам этих сетей, благодаря чему могут существенно расширить спектр оказываемых услуг. «Признаваемость аудиторского заключения такой российской компании на Западе снимает у клиента опасения в том, что подготовленная финансовая отчетность «не пройдет» через сито требований различных внешних пользователей — бирж, инвестиционных банков и т. п.».
Клиентам аудиторских фирм следует обратить внимание на то, что степень участия той или иной фирмы в международной сети может быть различной. По словам Евгения Самойлова, руководителя департамента международных проектов «Русаудит Дорнхоф Евсеев и партнеры», при выборе аудитора необходимо получить информацию о том, каков механизм участия российской компании в международной сети, использует ли она единые аудиторские стандарты, как осуществляется контроль качества со стороны международных партнеров, каким образом участие в сети будет отражено в аудиторском заключении. Ключевым моментом является факт прохождения российской фирмой контроля качества со стороны головной организации сети: как правило, только после этого фирма имеет право указывать тем или иным образом имя сети в аудиторском заключении. Сама проверка, по признанию аудиторских фирм, ее прошедших, отнюдь не является «легкой прогулкой». На выполнение всех требований нередко уходят годы кропотливой работы, на протяжении которых российские специалисты повышают свой профессиональный уровень.
По мнению Евгения Самойлова, заключения российских аудиторских фирм по международной отчетности достаточны для компаний, имеющих ограниченное количество заинтересованных пользователей, — иностранных банков, поставщиков оборудования, крупных иностранных акционеров. «Привлечение российского аудитора в этом случае обсуждается с этими пользователями финансовой отчетности, им предоставляются соответствующие рекомендации от международных сетей, участниками которых являются российские аудиторские фирмы».
Цена и качество
В настоящее время как «большая четверка», так и крупнейшие российские фирмы уже накопили достаточный опыт внедрения МСФО и имеют стандартные наработки. Для компании-клиента важно найти консультанта, который имеет опыт работы в данной отрасли и, следовательно, знает специфику как российских, так и международных стандартов для конкретной бизнес-среды. При выборе аудитора желательно запросить информацию об уже выполненных проектах, имеющихся рекомендациях, а также резюме специалистов, участие которых планируется при выполнении работ.
Стоимость аудиторской проверки во многом зависит от специфики бизнеса: его масштаба, диверсифицированности, разветвленности филиальной сети, уровня сложности бизнес-процессов, объема нетиповых операций. Стоимость услуг также зависит от периодичности подготовки финансовой отчетности: постановка периодической трансформации на базе данных российского учета обходится дешевле по сравнению с введением параллельного учета как по российским, так и по международным стандартам. В последнем случае требуются масштабные вложения в программное обеспечение, изменения в организации работы финансовых служб.
В любом случае для проведения качественного аудита необходимо определенное количество часов работы специалистов. Конечно, можно попытаться снизить стоимость проекта, договорившись с аудитором о снижении ставок оплаты труда специалистов. Однако следует понимать, что качественные услуги не могут стоить дешево, поскольку серьезные аудиторские компании имеют сравнительно высокий уровень затрат. «В настоящий момент значительное количество размещений заказов на аудит проводится на тендерной основе, где сразу видно, кто демпингует, — считает Аскольд Бирин. — Наиболее адекватный путь к снижению затрат на аудит — ранние инвестиции компаний в систему ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, позволяющие сделать учет прозрачным и снизить риски аудиторов». С ним согласен и Евгений Самойлов: «Аудиторская профессия достаточно жестко регулируется как российским законодательством, так и международными стандартами, поэтому аудитор обязан выполнить определенный объем аудиторских процедур. «Прозрачность» учета, наличие аналитических данных позволяют сократить время аудитора. В том случае, если необходимая аудитору информация может быть заранее подготовлена клиентом, существенно сокращается время «полевой работы» и, следовательно, стоимость работ».
Если отчетность по МСФО составлялась ранее, важным фактором снижения цены может стать оценка системы внутреннего контроля (СВК) организации. Наличие принятых в цивилизованном мире финансовых руководств, описывающих учетную систему, документооборот, распределение обязанностей и контрольные механизмы, позволяет аудитору сократить объем проверки первичных документов, сконцентрировав свои усилия на проверке надежности СВК. Как правило, аудиторские компании помимо аудиторского заключения подготавливают так называемое письмо руководству, в котором они указывают основные проблемы в СВК, выявленные в ходе аудита, и предлагают пути их решения. Следование этим рекомендациям может стать хорошим доводом клиента по снижению цены на следующую аудиторскую проверку.
Ряд экспертов также обращают внимание на то, что нередко в ситуации нехватки профессиональных кадров аудитору предлагают оказать одновременно услуги по составлению отчетности и по ее аудиту. «С точки зрения этических стандартов такая ситуация неприемлема, хотя подобным образом поступают даже самые известные аудиторские компании, — считает Аскольд Бирин. — Альтернатива этому — аутсорсинг, когда компания нанимает одну аудиторскую фирму для составления отчетности, а вторую — для ее аудита».
Журнал «Финанс.» № 12 (19-25 мая 2003) — Бизнес
Анна Ким
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.