В результате экспорт нефти увеличится на 10 млн тонн — до 33,5 млн тонн в год. Сделано это будет за счет полной загрузки ранее не задействованного участка трубопровода Холмогоры-Клин. По словам вице-премьера, на реконструкцию участка потребуется $50 млн, но уже через 8-9 месяцев экспорт можно будет увеличить на 6-7 млн тонн в год. Нефтяники ликуют и уже готовятся наращивать добычу.
Правда, для этого будет изменена система поставок, что напрямую затрагивает интересы нескольких компаний. Сейчас через участок Холмогоры-Клин транспортируется дорогая низкосернистая нефть Siberian Light. Ее получали три нефтеперерабатывающих завода, принадлежащих «ЛУКОЙЛу», «Роснефти» и «Югнефтепродукту». Теперь в ветку будут закачивать обычную нефть сорта Urals, но заводы для переработки нефти более низкого качества не приспособлены. Для их переоборудования под нефть сорта Urals потребуются немалые средства.
Потери компаний, пострадавших от изменения режима прокачки нефти, компенсироваться не будут. Вице-премьер пояснил, что раньше они в отличие от других компаний имели возможность прокачивать свою низкосернистую нефть по трубопроводам, не смешивая ее с нефтью марки Urals, за счет чего имели на рынке «премию за качество». Правда, Виктор Христенко добавил, что с 1 апреля предлагается увеличить объемы сдаваемой в систему нефти для «Роснефти» и «ЛУКОЙЛа», общий объем увеличения составит 250 тыс. тонн в месяц.
В перспективе правительство не намерено возвращаться к режиму выделенных каналов транспортировки по качеству нефти из-за дороговизны такой практики и отсутствия избыточных мощностей. Проблема взаиморасчетов между компаниями при смешении нефти разного качества, по мнению Виктора Христенко, должна решаться введением системы банка качества. Реализация этой системы на практике является проблемой самих компаний.
Журнал «Финанс.» № 5 (31 марта-06 апреля 2003) — Главное
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.