Движение «Новая драма», знаменитое пьесами «мрачными» и «корявыми», изначально позиционировалось как маргинальное, однако довольно быстро фестиваль превратился в хорошо раскрученный брэнд. Перевоплощению субкультурного сообщества в явление, близкое к мейнстриму, способствовали не только ярко-зеленые билборды с громким слоганом «Ищу героя!» и скандальные рецензии. «Новая драма» с рождения представляла собой открытую дискуссионную площадку, где на семинарах и обсуждениях мог высказаться каждый. Собственно театральную часть обычно составляли российские и зарубежные спектакли, поставленные по свежим текстам.
В этом году форум отказался от региональной и заграничной продукции, что со стороны выглядит вынужденной мерой. По словам одного из учредителей фестиваля, худрука театра «Практика» Эдуарда Боякова, бюджет нынешнего конкурса значительно сокращен и составляет около $100 тыс., причем половину средств предоставило государство, половину – спонсоры. «Это очень маленькая сумма, если говорить про те задачи и амбиции, которые существуют», – подчеркивает Эдуард Бояков. Поэтому большая часть спектаклей в программе – восемь из десяти – московские, уже хорошо известные поклонникам Центра драматургии и режиссуры, «Театра.doc» и «Практики». Гости фестиваля – «Девочка и спички» из Петербурга и «Незнайка на Луне» из Таллина (преображенная до неузнаваемости театром NO 99 сказка Николая Носова, адресованная офисным работникам).
За шесть лет существования форума многое изменилось. «Новыми» вдруг заинтересовались. Принят Евгений Гришковец, обласкан Иван Вырыпаев, активно ставятся пьесы братьев Пресняковых и Василия Сигарева, единственного русского драматурга, получившего престижную британскую премию Evening Standard – 2002. Существенное влияние на изменение программы «Новой драмы» оказал прошлогодний опыт. Тогда на фестиваль напала театральная критика, объявившая, что «на «Новой драме» нет ничего нового», к тому же жюри конкурса решило не присуждать премию за лучшую пьесу. После того как драматургический фестиваль остался без драмы, стало понятно, что перемены назрели. Поэтому нынешний смотр станет исключительно конкурсом пьес. Из семидесяти текстов, отмеченных на других конкурсах, эксперты отобрали десять. Из них и выберут победителя.
Это будет своеобразная ярмарка драматургов, «товар» которой пользуется спросом уже сейчас. Лондонский «Ройал Корт» заказал перевод «Медленного меча» Юрия Клавдиева, а «Практика» купила пьесу «Парикмахерша» Сергея Медведева. Тексты «Новой драмы» с недавнего времени представляют значительный (и даже больший, чем для театров) интерес для кинематографистов. Так, права на одну из конкурсных пьес, «Глиняную яму» Ольги Погодиной-Кузминой, уже приобретены Алексеем Балабановым, и текст переработан в сценарий. В общем, неслучайно закроется форум спектаклем с говорящим названием «Продукт».
Но конкурсом пьес фестиваль не ограничится, оригинальным фоном будут разнообразные эксперименты. К примеру, представят 365 маленьких текстов афроамериканки Сьюзан-Лори Паркс, которые она писала каждый день в течение года, а также моноспектакль с вызывающим названием «Топор соси» актера и режиссера из Литвы Бенаса Шарка. Во время действия он будет пить, слушать песни Окуджавы и ностальгировать по советскому прошлому. А еще «Новая драма» продемонстрирует итоги акции «Твой блог станет пьесой». Жюри выберет самый интересный из тринадцати «живых журналов», среди которых дневники миротворца из Афганистана, врача киевского хосписа, нацбола, хакера, директора школы, участника реалити-шоу «Дом-2».До 27 сентября.
Журнал «Финанс.» №36 (222) 24 сентября — 30 сентября 2007 — Искусство
Ильмира Болотян
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.