У коллекционеров хранятся немалые ценности. «В принципе имеет смысл страховать антикварные вещи, денежная оценка которых превышает $10-15 тыс. Но в России существует довольно большое количество частных коллекций, чья стоимость исчисляется сотнями тысяч долларов. По нашим сведениям, из них застраховано не более 7-10%», — рассказывает начальник отдела методологии и андеррайтинга по имуществу группы «Альфа-страхование» Владимир Ермаков.
Тайна в конверте. Одна из причин низкой застрахованности лежит на поверхности — собиратели привыкли оставаться в тени и в большинстве своем не любят «светить» своими сокровищами. Отечественные же страховщики пока не успели завоевать должного доверия, хотя конфиденциальность они гарантируют. Как правило, ее обеспечивает сопровождение клиента персональным менеджером, связанным подпиской о не разглашении страховой тайны — дальше него, по идее, информация о сделке уходить не должна. И здесь уже встает вопрос личного доверия к сотруднику компании. Но есть и специальные процедуры по предотвращению утечек информации о клиенте и его ценностях. «По желанию страхователя заверенный в его присутствии список с перечнем особо ценного имущества, фотографии и документы, подтверждающие стоимость, могут храниться в страховой компании в запечатанном конверте. Место склейки конверта заверяется подписью клиента. Сотрудники компании в свою очередь не вправе без его согласия вскрывать конверт до момента получения письменного заявления о страховом случае», — делится опытом главный специалист отдела андеррайтинга страхового общества «Россия» Светлана Кущенко.
Иногда компании готовы принять риски частных коллекций практически вслепую. «Сначала страховщик и его клиент договариваются о том, кто будет выступать оценщиком. Затем оценщик составляет закрытую опись, которую держит «в третьем месте», например в банке или у нотариуса. При этом страховая компания узнает лишь сумму, на которую оцениваются предметы искусства», — поясняет гендиректор компании «Зенит» Александр Кабанов.
Между тем оценка — одна из самых сложных и дорогостоящих процедур, но без нее приобрести полис не получится. Круг оценщиков довольно узок, но это настоящие профессионалы. Очень уважают страховщики специалистов Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина, Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея. Если речь идет об исторических или культурных ценностях, то кроме собственно оценки некоторые компании требуют копию технической экспертизы, подтверждающей подлинность картины, или заключение организации, уполномоченной Минкультом на проведение исследований предметов, заявленных к вывозу за границу (их перечень утвержден приказом Министерства культуры №185 от 21 марта 1995 года). Однако, как отмечает Владимир Ермаков, на официальную проверку дает согласие далеко не каждый хозяин коллекции. «Учитывая, что рост спроса на «древности» породил в свое время огромное число дельцов, активно промышляющих подделками, многие хозяева антиквариата опасаются разочарования, обнаружив, что все это время хранили не подлинник, а его качественную копию», — поясняет специалист «Альфа-страхования». Впрочем, вопрос подлинности — не самый ключевой. «Дело не столько в ней, сколько в денежной оценке произведения искусства, что более важно. Допустим, копия с картины XVIII века была сделана в начале XIX века. Получается, что картина не подлинная, но определенную ценность при этом она все же имеет», — делится своими соображениями Александр Кабанов.
Узнать цену своей коллекции отнюдь не дешево — в любом случае речь идет о тысячах долларов, а порой экспертиза и оценка обходятся в 10-15% от реальной стоимости раритетов. Обычно эти расходы ложатся на плечи страхователя. С другой стороны, часто тратиться не придется — сделав это однажды, к данной процедуре можно не обращаться годами.
Кража — дело жизни. Как и оценка, процесс определения страхового тарифа сугубо индивидуален. Многое зависит от характеристик самих предметов коллекции. Например, бронзовые скульптуры менее подвержены рискам повреждения, чем фарфоровые вазы или старинный хрусталь. Удешевляет страховку наличие охранных систем, оборудования, поддерживающего оптимальный климатический режим. Зато настоящую головную боль у страховщиков вызывает желание владельца экспонировать свои собрания. И это неминуемо отражается на стоимости полиса.
В компаниях называют разный диапазон тарифов. «Одной из особенностей страхования антикварных вещей является некоторое несоответствие между объемами ответственности и относительно невысокими тарифами, которые колеблются в пределах от 0,2 до 2% от страховой суммы в год. Вместе с тем увеличивать их сложно, поскольку это может запросто сократить и без того скромный рынок страхования антиквариата», — подмечает Владимир Ермаков. В Военно-страховой компании (ВСК) приводят другие цифры. По мнению главного специалиста дирекции страхования имущества физических лиц ВСК Елены Титовой, 2-6% от стоимости коллекции — вполне адекватная премия по столь рисковому виду страхования: «Речь ведь идет об огромных ценностях, и есть люди, которые полжизни тратят на то, чтобы их украсть».
Разумеется, похищение — не единственная опасность, нависшая над предметами старины. Полис защищает их и от других классических рисков — пожара, залива водой, взрыва, стихийных бедствий. Дополнительно страхуются риски, связанные с транспортировкой и экспонированием раритетов. Предлагают страховщики защитить ценное имущество и от террористов. В то же время не покрываются убытки, вызванные климатическими или атмосферными факторами (перепадами температур, длительным воздействием солнечных лучей, повышенной влажностью), которые весьма актуальны, например, для живописных полотен. Не покрывается за счет страховки и грубая неосторожность клиента, хотя таковая за истинными коллекционерами не водится.
Операторы рынка понимают, что страховое возмещение — это своего рода утешение для коллекционера, потерявшего предмет из своего собрания, поскольку денежная оценка истинных шедевров условна. Если вместо разбитого автомобиля за счет страховки всегда можно приобрести такой же, но целый, то многие исторические и культурные ценности уникальны и аналогов не имеют. Но не все страховые случаи сопряжены с уничтожением или пропажей коллекций, и то, что еще можно спасти, реставрируется за счет страховщика — правда, в пределах страховой суммы.
Журнал «Финанс.» № 25 (115) 18-24 июля 2005 — Личные финансы
Артем Федоров
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.