По данным Исследовательской службы Конгресса США (Congressional Research Service, CRS), в 2005 году сумма заключенных контрактов на поставку оружия достигла $44,2 млрд – рекордного значения за восемь лет. Балом на рынке правят Россия, США и подтянувшаяся к лидерам Франция. Она значительно увеличила объемы экспорта вооружений благодаря рынкам Ближнего Востока, Африки и удачному контракту с Индией, купившей шесть субмарин типа Scorpene за $3,5 млрд.
Развивающиеся страны остаются главными потребителями оружия: в 2005 году сумма заключенных ими контрактов составила $30,2 млрд. Около 60% их объема приходится на двух крупнейших поставщиков. Россия не только старается сохранить партнерские связи, унаследованные от Советского Союза, но и открывает новые для себя рынки. При этом во главу угла ставятся сугубо прагматические цели. Америка же, напротив, часто приносит экономические интересы в жертву геополитическим.
Сокровища Поднебесной. Лучший тому пример – эмбарго на поставку оружия в Китай. США и ЕС ввели его еще 1989 году после жестокого подавления китайскими властями студенческих демонстраций. С тех пор Европа не раз пыталась поднять вопрос об отмене или хотя бы смягчении ограничений. Особенно настаивала Франция. Она тоже была бы не прочь заработать на поставках в Поднебесную, которая только в 2005 году заказала оружия на $2,8 млрд, заняв третье место среди импортеров. Однако Америка категорически отказывается пересматривать свою политику в отношении Пекина. Причем риторикой о соблюдении прав человека Белый дом прикрывает совершенно иные мотивы. США видят в Китае серьезного стратегического противника и одновременно осознают, что как покупатель оружия эта страна для них проиграна. Поэтому Европа вынуждена наблюдать, как прибыль от растущего рынка уплывает российским производителям. По данным Международного института по изучению проблем мира в Стокгольме, в 2001–2005 годы на поставки в Китай приходилось 45% всего экспорта российского оружия.
С другой стороны, Поднебесная сама производит и поставляет более дешевое устаревшее оружие третьим странам, в том числе Ирану и Северной Корее. В 2005 году Китай подписал контрактов на сумму $2,1 млрд, став пятым в списке экспортеров. Это становится дополнительным раздражителем в его отношениях с Вашингтоном.
Латинский арсенал. Другие страны, имеющие сложные отношения с администрацией Джорджа Буша, тоже все чаще выбирают Россию. Латинская Америка долго оставалась вотчиной производителей из США. В 2002–2005 годы на них приходилось почти 38% суммарных поставок оружия в этот регион. Но в последнее время ситуация начала меняться, поскольку правительства «левеют» одно за другим. Взаимная неприязнь Уго Чавеса и Джорджа Буша вылилась в мае прошлого года в запрет на поставку американского оружия в Венесуэлу. Вашингтон мотивировал его якобы недостаточным содействием Каракаса борьбе с терроризмом. Причем США по своему обыкновению надавили и на других поставщиков: Израиль заморозил контракт с Венесуэлой стоимостью $100 млн, Испания и Швеция прекратили поставки оружия с американскими компонентами.
Россия тут же воспользовалась этой ситуацией: в прошлом году со странами Латинской Америки было заключено соглашений более чем на $1 млрд. Среди важнейших сделок – поставки в Венесуэлу четырех многофункциональных истребителей Су-30МК2 и 18 вертолетов. Кроме того, Россия построит в этой стране завод по производству автоматов Калашникова. Объявились и другие интересные клиенты. Бразилия заключила договор на покупку партии вертолетов Ми-35 и присматривается к истребителям. Кроме того, в Чили интересуются возможными поставками вертолетной техники, в Аргентине – радиолокаторами, в Мексике – самолетами.
«Чем больше санкций против третьих стран будут вводить США, тем лучше будут перспективы российского экспорта вооружения, – считает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. – Франция не годится на роль альтернативного поставщика, поскольку ее оружие значительно дороже российского».
Ядерный вопрос. Разумеется, США крайне недовольны усилением России на рынке, который они традиционно считали своим. В январе Госдепартамент США ввел санкции против ряда российских компаний, в том числе «Рособоронэкспорта», тульского Конструкторского бюро приборостроения и коломенского Конструкторского бюро машиностроения. Поводом послужили российские контракты с Сирией и Ираном. Причем Белый дом ссылался на американский закон, запрещающий сотрудничество с Тегераном в сфере разработки оружия массового поражения. В «Рособоронэкспорте» оценивают это как шаг недобросовестной конкуренции. «Никаких претензий по нарушению конкретных договоров не было. США, вводя санкции, ссылаются на внутренние американские законы, что по меньшей мере недемократично, – говорит руководитель группы советников «Рособоронэкспорта» Александр Бриндиков. – Госдеп страшно озлоблен на Россию за присутствие в Латинской Америке, которого не было в советское время».
Даже в отношениях с Ираном – сфере, где мировой политический градус зашкаливает, Россия действует прагматично. Тегеран в 2005 году стал седьмым по величине импортером среди развивающихся стран, заключив контракты на поставку оружия на $1,5 млрд. Сюда входит и $1 млрд за российские зенитные ракетные системы Тор-М1. В декабре прошлого года ООН приняла резолюцию, вводящую эмбарго на поставку в Иран объектов вооружения, имеющих хотя бы косвенное отношение к ядерной деятельности. Но Россия тогда отстояла перед Западом свое право на сотрудничество со страной-изгоем. В Москве считают, что сделка не нарушает резолюции ООН, поскольку речь идет исключительно об оборонительных сооружениях. Кроме того, Россия настояла на продолжении строительства АЭС в Бушере – только возведение первого энергоблока оценивается приблизительно в $1,2 млрд.
Дела начали принимать совсем другой оборот после того, как в прошлом году Тегеран стал неаккуратно выполнять финансовые обязательства по бушерскому контракту, а в начале 2007-го и вовсе прекратил платежи. Теперь Россия собирается отодвинуть график достройки АЭС, а это означает и возможную задержку в поставках топлива. И похоже, это произвело впечатление, потому что на прошлой неделе от иранской стороны поступил первый просроченный платеж.
24 марта Россия вместе с остальными членами Совбеза приняла новую резолюцию по иранской ядерной программе. Документ предусматривает замораживание финансовых счетов 13 компаний и 15 физических лиц, причастных к обогащению урана. Кроме того, вводятся визовые ограничения для некоторых иранских чиновников и эмбарго на поставку Ираном оружия. Однако и здесь интересы России пока остаются незатронутыми. Как отметил постоянный представитель при ООН Виталий Чуркин, по поставкам оружия Ирану или предоставлению ему финансовых займов и льготных кредитов резолюция носит рекомендательный, а не обязательный характер. А санкции, предусматривающие замораживание счетов, не распространяются на ранее заключенные контракты, не нарушающие режим нераспространения.
Будущее лидерство на рынке оружия России не гарантировано: ей нужно решать множество проблем. Здесь и организация производства, и конкурентоспособность продукции – как по качеству, так и по цене. На низких заработных платах, которые способствовали снижению конечной стоимости, далеко не уедешь: из-за них уходят квалифицированные кадры и снижается производительность труда. «По энергозатратам производство осталось примерно на уровне 20-летней давности», – отмечает Александр Бриндиков. По словам эксперта, на технологическое переоснащение предприятий российской оборонки требуется ежегодно около 140 млрд рублей из бюджета, в то время как сейчас выделяется около 30 млрд рублей.
Поставщики оружия в 2005 г., $ млрд (сумма заключенных контрактов)
12,7 — США
7,9 — Франция
7,4 — Россия
2,8 — Великобритания
2,1 — Китай
1,5 — Германия
1,4 — Италия
5,9 – Другие европейские страны
2,4 — Остальные страны
Журнал «Финанс.» №13 (199) 2-8 апреля 2007 — Мировые финансы
Олеся Курлеева
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.