«КамАЗ» фискалов не боится

Руководитель Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Татарстану Ринат Хайров заявил, что «КамАЗ» задолжал федеральной казне свыше 2 млрд рублей. По словам налоговика, общая задолженность «КамАЗа» перед федеральным и местным бюджетами превысила 3,5 млрд рублей. Кроме того, у компании есть долговые обязательства перед иностранными партнерами.

В прошлом году совет директоров завода принял программу реструктуризации долга в размере $1,3 млрд. Меры по финансовому оздоровлению предприятия предполагают сокращение штатного расписания и введение сезонных «каникул» на производстве. Как заявила корреспонденту журнала «Финанс.» руководитель службы автозавода по общественным связям Ирина Быстрова, в 2003 году будет уволено около 5 тыс. человек. А первый транш в счет погашения задолженности предприятия по кредитам намечен на апрель 2003 года.

Вопреки усилиям менеджмента ОАО «КамАЗ», направленным на улучшение финансового положения автомобильного завода, чиновники МНС предложили фискальным органам Татарстана арестовать имущество предприятия на сумму 2,2 млрд рублей. Причина, по мнению местных фискальных органов, в том, что дочерние структуры автогиганта используют различные вексельные схемы, которые позволяют не платить единый социальный налог. Принятая заводом программа реструктуризации долгов не предусматривает погашения обязательств завода по ЕСН.

Первую попытку наложить арест на имущество «КамАЗа» татарские налоговики предприняли в конце 2002 года. Фискальные органы республики возбудили в отношении автозавода исполнительное производство.

Предъявленная сумма требований составила 3,5 млрд рублей. Однако юристы предприятия обратились в Арбитражный суд Татарстана с исками о признании претензий и действий налоговых служб необоснованными. Арбитражный суд решениями от 14, 21 и 31 января 2003 года удовлетворил требования автозавода. Поэтому в руководстве компании считают, что о новом аресте имущества не может быть и речи.

«Путем обращения с исками в арбитражный суд ОАО «КамАЗ» защитило свои законные интересы, нарушаемые действиями налоговых органов», — считает заместитель генерального директора по экономике и финансам Глюза Иманова. По ее словам, повторное требование об уплате одних и тех же долгов противоречит Налоговому кодексу РФ.

Руководитель пресс-службы «КамАЗа» Алексей Шилободин заявил журналу «Финанс.», что предприятие сегодня не имеет задолженности ни в федеральный, ни в городской бюджет. «Сумма недоимки в республиканский бюджет немногим превышает 15 млн рублей, — сказал он. — По сравнению с ежемесячными оборотами автозавода это незначительный долг».

Федеральные налоговики пытаются обязать компанию заплатить по ЕСН как минимум $70 млн, что, по сути, равно трети стоимости самого автозавода. Если чиновникам из МНС удастся осуществить задуманное, предприятию придется полностью пересмотреть программу реструктуризации долгов.

По оценке аналитиков, это негативно отразится на капитализации компании. Все меры, предпринятые руководством «КамАЗа» по реструктуризации и погашению долга, в результате окажутся напрасными, считает аналитик ИК «Проспект» Николай Иванов.

Завод играет важную роль в экономике Республики Татарстан, поэтому любые финансовые потрясения отражаются на региональном бюджете. Арест имущества предприятия может обернуться дополнительными сокращениями рабочих мест (до 15 тыс.). Понятно, что республиканские власти совсем не заинтересованы в таком развитии событий, особенно накануне парламентских выборов.

Чиновникам из ведомства Геннадия Букаева придется объяснять свою настойчивость в отношении «КамАЗа» скорее всего лично Минтимеру Шаймиеву. Исход переговоров вполне предсказуем.

Журнал «Финанс.» № 2 (2) ФИНАНСОВЫЕ УСЛУГИ — Экономика
Алексей Ермаков

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.