Опера. 11-13 декабря на сцене Большого театра пройдут гастроли оперы “Травиата” в постановке легендарного итальянского режиссера Франко Дзеффирелли.
Главной сенсацией предстоящих гастролей станет… сам Франко Дзеффирелли: 80-летний мастер, в последний раз посещавший Москву в далеком 1973-м, обещает лично представить знаменитую оперу Джузеппе Верди. Мировая премьера спектакля – нового проекта Фонда Артуро Тосканини – состоялась в феврале 2002 года в итальянском городе Буссето. Небольшой зал Театра им. Джузеппе Верди был рассчитан всего на 300 мест, и для московской постановки Франко Дзеффирелли, который одновременно является еще и сценографом, пришлось срочно перестраивать практически все декорации.
Нет страховки от провала. Московские гастроли, которые уже вызвали среди ценителей оперы настоящий ажиотаж, застрахованы группой “АльфаСтрахование” целых два раза на общую сумму $1,5 млн. Первое соглашение – о страховании убытков в результате срыва, отмены или переноса запланированных спектаклей – подписано на сумму $500 тыс., оставшийся же миллион будет выплачен в случае “причинения ущерба третьим лицам (прежде всего зрителям) в результате какого-либо инцидента во время гастролей”. Единственное, от чего формально не застрахована постановка, – это провал. Как, врочем, это было и 150 лет назад: как известно, опера Джузеппе Верди, написанная по мотивам романа Александра Дюма-сына “Дама с камелиями”, на премьере 6 марта 1853 года в Венеции потерпела оглушительное фиаско: история любви, самопожертвования и смерти куртизанки Виолетты Валери – тема по тем временам более чем шокирующая – особенного сочувствия у слушателей не вызвала. Однако уже спустя несколько лет опера “Травиата” стала одной из самых востребованных в мировом репертуаре.
Мастер в волнении. Говорят, что в преддверии московской премьеры великий режиссер не спит ночами, переживая за гастроли на сцене Большого театра. Возможно, мастер всего лишь кокетничает: как-никак нынешняя “Травиата” – уже восьмая в его режиссерской карьере. В ответном волнении пребывают и московские оперные знатоки. “Постановка Дзеффирелли не может быть обычной, – поделилась с журналом “Финанс.” своими эмоциями Маквала Касрашвили, оперная примадонна и художественный руководитель оперной труппы Большого театра. – Я видела его спектакли и на сцене “Метрополитен-опера”, и на сцене “Ла Скала”, и в Москве, я очень люблю его кинопостановки, и каждый его спектакль – настоящий шедевр. Даже процесс ожидания вызывает огромную радость и трепет”.
Племя младое и незнакомое. Одной из интриг московской премьеры станет российский дебют молодой итальянской певицы Стефании Бонфаделли, которая исполнит партию главной героини. Западная пресса щедро расточает ей многочисленные комплименты, называя лучшей исполнительницей роли Виолетты, но в Москве о ее роскошном колоратурном сопрано известно только понаслышке. “Я знаю, что в последние годы маэстро ставит спектакли – и “Аиду”, и “Тоску” – с молодыми певцами, – говорит журналу “Финанс.” Маквала Касрашвили. – Он всегда любил открывать новые имена, и Стефания Бонфаделли, я думаю, одна из новых фавориток великого Дзеффирелли”. Партия Альфреда тоже будет доверена молодому певцу – тенору Массимо Джордано. Уравновешивать страстный дуэт представителей “младого племени” будет знаменитый баритон Ренато Брузон.
Господин наследник. Еще один любопытный факт: на московскую премьеру приедут министр культуры Италии Джулиано Урбани, группа итальянских бизнесменов и единственный наследник Джузеппе Верди, для которого это будет первая поездка в российскую столицу. Молодой человек мог бы приходиться автору “Травиаты” правнуком, если бы не тот факт, что у композитора не было детей (в конце XIX – начале XX веков он усыновил ребенка своего финансового директора). Тем не менее именно Анджело Карраро-Верди – единственный обладатель прав на наследие великого композитора, и московская постановка – объект не только эстетического, но и прагматического интереса. Впрочем, как утверждают столичные оперные гурманы, после Франко Дзеффирелли “Травиату” можно больше уже не ставить: лучше не получится ни у кого.
Журнал «Финанс.» № 39 (8-14 декабрь 2003) – Отдых
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.