Инвесторы причалили

Почти все крупные металлургические холдинги обзавелись портами для сбыта продукции: «Мечелу» принадлежат Посьет и Камбарка, Магнитогорскому металлургическому комбинату (ММК) – Владивостокский и Ейский морские порты, холдингу «Евраз груп» – Находкинский порт. Но акционер Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) Владимир Лисин решил не останавливаться на покупке 1-2 компаний и занялся созданием инфраструктурного холдинга, в который войдут порты и терминалы.

Значительная часть экспорта НЛМК проходит через четыре порта: Санкт-Петербургский, Туапсинский, Таганрогский и Калининградский. В ноябре 2005 года кипрская офшорная компания Chupit Ltd, аффилированная с Владимиром Лисиным, приобрела на торгах у государства 49% акций морского порта «Санкт-Петербург», доведя свою долю до 100%. Кроме того, НЛМК принадлежит 69,4% акций Туапсинского морского порта, которые вскоре перейдут как непрофильный актив к структурам, близким Владимиру Лисину. А на прошлой неделе стало известно, что компания Chupit Ltd купила 60% акций Таганрогского морского торгового порта (ТМТП). Аналитики считают, что сумма сделки не превысила 1 млрд рублей.

Помимо НЛМК на ТМТП претендовали Трубная металлургическая компания и ММК. По мнению экспертов, за победой НЛМК стоит не только предложенная цена. «Я уверен, что планы Владимира Лисина получили одобрение у наших отраслевых ведомств», – заявил «Ф.» аналитик Rye, Man & Gor Securities (RMG) Олег Судаков. С ним солидарен аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Парфенов: «НЛМК является открытым и понятным для государства холдингом, вследствие чего кандидатура Владимира Лисина предпочтительна». Напомним, что еще в мае Федеральная антимонопольная служба выдала Chupit Ltd разрешение на покупку до 80,3% акций ТМТП, хотя предприятие является стратегическим (государству принадлежит блокирующий пакет акций порта) и на 2006 год его приватизация не намечена. Между тем аналитики сходятся во мнении, что инфраструктурный холдинг Владимира Лисина будет сформирован уже в 2006 году.

Планы по созданию холдинга есть и у Инвестсбербанка, который совместно с «Уралсибом» владеет Новороссийским морским торговым портом (НМТП) и рядом стивидорных и сервисных компаний Цемесской бухты. 9 июня акционеры НМТП одобрили сделку объемом в $530 млн по доведению доли порта в этих предприятиях до контрольной. Для финансирования сделки НМТП получил в Сбербанке невозобновляемую кредитную линию с лимитом в $450 млн на срок от трех лет.

У компании далеко идущие планы – НМТП планирует разместить еврооблигации и выпустить американские депозитарные расписки 3-го уровня. Пока же акции НМТП торгуются в системе RTS Board, и аналитики называют их более «ликвидными» по сравнению с бумагами других семи портов, по которым спрэды превышают 100%. По оценке RMG, справедливая цена акций НМТП составляет около 6 центов, что примерно на 35% выше текущих цен.

Между холдингами НМТП и Владимира Лисина может возникнуть конкуренция на определенных направлениях, но жесткой она не будет, поскольку они разделены по специализации. Скорее им придется конкурировать с зарубежными портами Украины и Прибалтики. Ключевым преимуществом «россиян» является дешевизна железнодорожных перевозок: тариф компании «Российские железные дороги» на перевозку грузов до порта в полтора раза ниже, чем до границы. Но к 2009 году стоимость железнодорожных перевозок должна быть выровнена, что является одним из условий присоединения России к ВТО. Это может привести к перераспределению грузопотоков в пользу портов Украины и Прибалтики.

ГРУЗООБОРОТ КРУПНЕЙШИХ РОССИЙСКИХ ПОРТОВ

Порт

Грузооборот в 2005 г., млн т

Виды обрабатываемых грузов

Новороссийск

70,2

Нефть и нефтепродукты, навалочные грузы

Туапсе

20,0

Нефть, металл, генеральные и навалочные грузы

Восточный

19,7

Уголь, контейнеры, генеральные и навалочные грузы, лес

Мурманск

14,5

-Руда, продукция химической промышленности, апатитовый концентрат

Санкт-Петербург

13,1

Контейнеры, металлы, зерно

Находка

8,0

Металлы, генеральные грузы

Владивосток

7,5

Металлы, нефть, генеральные грузы, лес

Ванино

6,2

Навалочные грузы, металлы, руда, лес

Источник: Rye, Man & Gor Securitiesl

Журнал «Финанс.» № 23 (160) 19-25 июня 2006 – Компании
Леонид Хомерики

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.