Театральное «золото» ушло в столицы

Золотой маскарад окончен. Декорации сняты и упакованы, костюмы безжизненно висят в гримерках, а театральные критики с трудом переводят дух: что ни говори, «Золотая маска» — сценический марафон, требующий изрядной доли выносливости. И все-таки завершение этого феерического действа, этого двухнедельного театрального карнавала — вещь довольно минорная: питерско-московский дубляж «маскерада» пришелся по вкусу зрителям и даже придал ему сходство с самим символом фестиваля — золотой маской, в которую «вписан» двуглавый орел.

Подведение итогов сенсаций не принесло. Разве что решение не присуждать премию за лучшую работу балетмейстера немного пощекотало нервы. В фаворе оказались театры обеих столиц, и такой результат был до неправдоподобия предсказуем. Говорить, что провинциальная сцена не может на равных конкурировать с московской и питерской, стало недоброй традицией «Золотой маски». На то есть объективные причины: театры российской глубинки живут в другом, принципиально отличающемся от столичного мире. Нехватка денег, отсутствие конкуренции, преобладание традиционных форм… Проблемы провинциальных театров — тема для отдельного разговора, а не упоминания вскользь. Впрочем, на «Золотую маску» приезжают сильнейшие из сильнейших, рассчитывающие на победу, а не на снисходительное похлопывание по плечу московскими критиками.

Что же касается собственно итогов, то здесь раскладка такова. Лучшим актером был признан Александр Калягин, который сыграл главную роль в спектакле «Король Убю» московского театра Et Cetera, потеснив своего главного соперника в этой номинации — Константина Райкина. «Маску» за лучшую женскую роль получила Татьяна Щуко за созданный ею образ Лики в спектакле «Московский хор» (режиссер Игорь Коняев, руководитель постановки Лев Додин). Эта работа петербургского Малого драматического театра — Театра Европы и стала победителем в наиболее обсуждаемой среди публики номинации «Лучший драматический спектакль большой формы».

«Московский хор» поставлен по одноименной пьесе Людмилы Петрушевской. Это своего рода исторический спектакль, повествующий о временах хрущевской «оттепели», возвращении репрессированных, житейской неустроенности конца 50-х. Но спектакль бесконечно далек от вульгарной бытовухи, хотя герои и ходят в обносках, и ютятся на нескольких квадратных метрах, и снуют по нагромождениям допотопной мебели. По мнению Игоря Коняева, социальные мотивы в пьесе — не главное. Убеждения и страсти, столкновение непримиримых позиций и сложная человеческая ситуация — вот что интересует постановщиков. Безусловно глубокий спектакль «Московский хор» стал поистине гармоничной спевкой ярких актерских индивидуальностей.

Лучшим режиссером был признан Кама Гинкас, чья постановка «Дамы с собачкой» стала обладателем «Золотой маски» среди спектаклей малой формы. Эта вещь — вторая часть гинкасовской трилогии по Чехову «Жизнь прекрасна!». В поставленной на сцене Московского ТЮЗа «Даме с собачкой» волшебным образом оживает чеховский текст, превращаясь из прозы в драматические диалоги, насыщенные изгибами интонаций. Герои зачастую говорят о себе в третьем лице: происходит любопытное смешение автора и персонажа. Гинкас — режиссер трагический, ироничный и жесткий. Изображение предельных, оголенных страстей у него уживается с вызовом и клоунадой. «Дама с собачкой» — история любви Анны Сергеевны и Гурова — начинается как яркая вспышка, а заканчивается как уныло тлеющая лучина. И эта едкая безысходность оказывается вполне в духе Гинкаса.

Номинация «Лучшая работа художника» — одна из немногих доставшихся на долю театров из российской глубинки. Декорации Юрия Харикова к спектаклю «Мамаша Кураж» самарского театра «СамАрт» создают ощущение, что ты попал в балаган — разноцветный, опаляющий, яркий. Вместе со своей неизменной тележкой Кураж «везет» на себе весь зрительный зал, который вращается по ходу действа. Костюмы героев цветисты и броски, они сшиты из лоскутов или, напротив, представляют собой сложное нагромождение доспехов. Спектакль поражает необычным цветовым, декорационным решением, что по достоинству и оценило жюри «Золотой маски».

В балетных премиях блистают «все звезды». Илзе Лиепа и Николай Цискаридзе получают «Маски» за лучшую женскую и мужскую роль в балете, а спектаклем года объявляется «Вечер хореографии Ролана Пети». Что касается оперы, то тут предпочтение было отдано «Мадам Баттерфляй» — постановке Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Обладателем «продвинутой» премии «новация года» был признан спектакль петербургской группы А.Х.Е. Sine Loco, а лучшим дирижером стал Владимир Понькин из московской «Геликон-оперы». В конкурсе среди театров кукол приз за актерскую работу получила Светлана Михайлова (спектакль Архангельского театра кукол «Хамлет, датский принц»), у художников победил Константин Мельник, нарисовавший «Зимнюю сказку» для пензенского театра «Кукольный дом», а лучшим «кукольным» спектаклем жюри признало «Невский проспект» петербургского театра «Потудань» и кинокомпании «Дарфильм» (режиссер Руслан Кудашов).

Итак, все маски сняты, все конверты вскрыты, все победители награждены. Совсем скоро уляжется сезонное волнение в театральной прессе. А актеры и режиссеры, художники и хореографы примутся работать над новыми постановками, чтобы ровно через год достойно выступить на юбилейном, десятом национальном театральном фестивале «Золотая маска».

Журнал «Финанс.» № 8 (21-27 апреля 2003) — Личное
Юлия Гордиенко

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.