Перспективный набор

«Ф.» попытался выяснить, какие объекты будут сдавать в финансовую аренду, опросив руководителей лизинговых компаний. По результатам исследования было выделено 10 самых перспективных объектов. Первое и второе места заняли соответственно автомобильный и железнодорожный транспорт. Эти направления уже в течение длительного времени пользуются популярностью на рынке финансовой аренды. Однако в тройку потенциальных лидеров попал и сравнительно новый объект лизингового бизнеса — недвижимость.

Транспортная лихорадка. Лизинг автомобилей останется наиболее динамично развивающимся сектором рынка, так как его потенциал до конца не исчерпан. Автотранспорт обладает высокой ликвидностью, что значительно снижает риски лизингодателя. В случае расторжения контракта и возвращения предмета лизинга его легко реализовать без больших потерь. Кроме того, на отечественном рынке продолжается рост продаж транспортных средств и эксперты уверены, что это происходит также за счет закупок лизинговых компаний, хотя отдельная статистика по данному направлению не ведется.

Лизинг железнодорожного транспорта ждут самые радужные перспективы. Этот сегмент рынка один из самых бурно растущих. Данные объекты сделки, как и машины, обладают высокой ликвидностью и низкими рисками. Кроме того, лизингополучатели после внесения изменений в законодательство получили возможность за счет финансовой аренды значительно сокращать срок амортизации подвижных составов. Однако это не единственная причина, стимулирующая железнодорожный лизинг. Рост происходит за счет РЖД, которые активно заключают крупные контракты с лизинговыми компаниями.

Недвижный соперник. Еще одним сравнительно молодым, но подающим большие надежды объектом лизинга является недвижимость (третье место). Предприятие может приобрести в долгосрочную аренду площади, которые по окончании срока контракта получит в свою собственность, причем изымать из оборота значительные средства ему не придется. Особенно это важно организациям, использующим дорогостоящее оборудование, которое сложно перевозить и монтировать. Они должны быть точно уверены в своих правах на недвижимость, ради которой было затрачено много времени и сил.

Кроме того, лизинг недвижимости позволяет экономить на налоге на имущество за счет ускоренной амортизации объекта сделки. Однако стоимость лизингового контракта часто превышает расходы на банковский кредит, получаемый на аналогичные цели. Кроме того, даже если компания потеряет преимущество ускоренной амортизации, воспользовавшись обычной ссудой, она вполне сможет найти другой способ сократить свои налоговые выплаты.

Развитие финансовой аренды недвижимости тормозит и невозможность заключить контракт на длительный срок. Согласно договору финансовой аренды, по его окончании объект переходит в собственность лизингополучателя полностью амортизированным, то есть с нулевой балансовой стоимостью. Но пока на российском рынке максимальная длительность лизинговых сделок составляет пять лет, а за это время недвижимость даже с учетом ускоренной амортизации не может полностью амортизироваться. В результате объект приходится каким-то образом оформлять по остаточной стоимости, из-за чего у участников сделки возникают проблемы. Легально их решить лизинговая компания может, например, сдав в финансовую аренду здания, приобретенные на вторичном рынке и уже частично амортизированные. Однако в таком случае необходимо уточнять данные обо всех предыдущих собственниках недвижимости и сверять их с имеющимися документами, что на практике оборачивается потерей времени и дополнительными затратами.

Высотная аренда. Как предрекают участники рынка, четвертое место по популярности займет лизинг авиатехники. Воздушные суда — дорогой, но тоже достаточно ликвидный объект. Многие компании, занимающиеся воздушными перевозками, сейчас сталкиваются с необходимостью обновления парка авиалайнеров, но в силу их высокой стоимости сделать это за счет собственных средств очень сложно. Поэтому авиаперевозчики и прибегают к финансовой аренде, а лизингодатели приобретают необходимый опыт в подобных сделках и активно их продвигают.

В связи с бурным развитием строительных компаний все больше оборотов набирает лизинг строительной техники и оборудования (пятое место) — особенно это касается Москвы и развивающихся региональных центров. Там молодые фирмы быстро расширяют свой бизнес — им требуется все больше оборудования, а лизингодатели предлагают гибкие условия заключения контрактов.

Основные фонды отечественных энергетических компаний существенно изношены, а это открывает путь для лизинга продукции энергетического машиностроения (шестое место). Эксперты считают, что будущий успех этого направления будет связан с мировыми тенденциями повышения производительности энергетического оборудования, созданного с использованием новых технологий. Они призваны уменьшать вредные выбросы в атмосферу, а это приводит к удорожанию оборудования, а следовательно, к тому, что компании не смогут его приобретать только за счет собственных средств.

Финансовая аренда промышленного оборудования (седьмое место) не теряет своих позиций. По данным Росстата, свыше 50% российских предприятий до сих пор остро нуждаются в обновлении производственных средств, а значит, этот сектор рынка лизинга еще далек от насыщения. Глобальный процесс технологического перевооружения и информатизации ведущих отраслей экономики делает очень выгодным лизинг телекоммуникационного и IT-оборудования (восьмое место), поэтому популярность финансирования таких сделок на отечественном рынке будет только расти. Длительная стагнация в сфере строительства и модернизации российского рыбопромыслового флота (девятое место), деревообработке и лесной промышленности (десятое место) в скором времени должна привести к развитию этих направлений финансовой аренды.

Что будут брать в лизинг:

Легковой и грузовой автотранспортЖелезнодорожный подвижной составНедвижимостьАвиатехникуСтроительную технику и оборудованиеПродукцию энергетического машиностроенияПромышленное оборудованиеТелекоммуникационное оборудованиеРыбопромысловые судаОборудование для деревообрабатывающих предприятий

Журнал «Финанс.» №11 (148) 20-26 марта 2006 — Лизинг
Наталья Логвинова

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.