Портрет пайщика

Со времени создания первых паевых фондов прошло уже 10 лет. Однако индустрия коллективных инвестиций сложилась сравнительно недавно — в конце 2003 года, когда на рынке работали сто ПИФов. Сегодня их почти в три раза больше, в фондах сосредоточено более 100 млрд рублей, которые им доверили более 200 тыс. человек. Кто эти люди?

Для начала немного о демографии — пусть это и сухие данные, зато объективные, а порой красноречивые. В основном вопросами накопления и приумножения капиталов занимаются мужчины — из четырех покупателей пая только одна женщина. Психологи давно подметили: представители сильного пола более склонны к риску и усвоению новой информации. Впрочем, любые правила имеют исключения. Так, в одной из управляющих компаний признались, что по половому признаку их клиенты разделились поровну.

Среднестатистическому пайщику от 30 до 50 лет. На рынке коллективных инвестиций почти нет молодых. «Пока мы молоды, живем только сегодняшним днем, тратя все на текущее потребление», — пытается объяснить «великовозрастность» рынка коллективных инвестиций заместитель гендиректора УК «Ак Барс Капитал» Альберт Курбангалиев. После 30 лет, имея возможность откладывать часть средств, человек задумывается о своей старости, о том, как обеспечить себе достойное существование в будущем. По идее, ответ на этот вопрос должна была дать пенсионная реформа, но когда от участия в ней «отсекли» людей старше 1967 года рождения, благие намерения государства обернулись разочарованием граждан.

Более всего о заделе на будущее заботятся те, кому уже сегодня есть что терять. И все же большинство пайщиков едва ли можно отнести к «сверхдоходной» категории. Типичный владелец пая — представитель так называемого среднего класса с ежемесячным доходом, приближающимся к 50 тыс. рублей. Хотя и здесь бывают исключения. Так, по словам начальника отдела по работе с клиентами УК «Регион ЭМ» Сергея Малышева, среди инвесторов встречаются топ-менеджеры компаний, покупающие паи на миллионы рублей.

Эволюция. Как отмечают специалисты, за последние три года российский пайщик по инвестиционным повадкам стал больше походить на своих западных собратьев. Во-первых, увеличился инвестиционный горизонт — срок, на который вкладчик готов доверить свои деньги рынку. Если раньше клиент забирал свои средства из ПИФа через 2-3 месяца, то теперь большинство инвесторов готовы держать их в фонде более года. Управляющие компании надеются, что в ходе следующего витка инвестиционной эволюции горизонт вложений отодвинется на 5-10 лет.

Во-вторых, пайщик стал меньше путаться в финансовой терминологии. Во всяком случае найти пару-тройку отличий между фондами акций и облигаций он в состоянии. Усложнилась и система инвестиционных координат. Если раньше измерение проходило в основном по оси «доходность» («жадность»), то теперь достойную пару составляет ей ось «риск» («страх»). Ориентируясь в этой системе по большей части интуитивно, пайщик достаточно подвижен и охотно меняет фонды в зависимости от текущей конъюнктуры. При росте рынка инвестор «сидит» в ПИФах акций, при падении переходит в облигации или смешанные инвестиции. Разумеется, он далеко не всегда поспевает за рынком, но старания становятся все более осмысленными. Во всяком случае для большинства «коллективных» инвесторов понятие «информационный фон» перестало быть пустым звуком. «К примеру, один из пайщиков решил вложиться в фонд акций, ожидая роста на новостях с саммита «Большой восьмерки»», — рассказывает директор по клиентским инвестициям УК «Уралсиб» Владимир Мальханов.

И все же система координат «жадность-страх» несимметрична. Большая часть средств сегодня сосредоточена в фондах акций — пайщик любит рисковать и оптимистичен в своих оценках. «Скорее всего это связано с увеличением времени инвестирования, с присутствием «длинных» денег. Ведь известно, что на долгом отрезке времени фонды акций показывают результаты лучше, чем остальные ПИФы», — объясняет Артур Курбангалиев. К тому же не выходят из памяти недавние взлеты котировок. «Если были такие максимумы, значит, мы к ним еще вернемся», — подсказывает логика.

Наконец, инвесторы стали более ответственно подходить к выбору управляющей компании. «Раньше они смотрели только на рекламу с цифрами роста, а сейчас проводят собственные исследования», — делится наблюдениями заместитель гендиректора УК «Алемар» Дмитрий Ретунских. Репутация компании, ее «возраст» и опыт, участие в рейтингах — все это интересно пайщику. «При таких высоких доходах в ПИФах клиент не уйдет из компании, где ему удобно, ради «лишних» 5% прироста пая», — полагает управляющий директор УК «Атон-менеджмент» Вадим Сосков.

Впрочем, квалификация «коллективных» инвесторов далека от мировых стандартов. Среднестатистический пайщик выучил финансовый алфавит, но лексикон его еще беден и речь зачастую бессвязна. К тому же очаги инвестиционной грамотности теплятся пока лишь в Москве, Санкт-Петербурге и нескольких крупнейших городах. А директор по розничным продажам УК «Брокеркредитсервис» Дмитрий Климашин и вовсе утверждает, что за пределами столицы до сих пор реагируют только на рекламу с указанием заработанных процентов.

Влиться в мировую инвестиционную культуру большинство российских пайщиков пока не готовы. Обычный американец не станет выбирать фонд на ощупь, ему не надо напрягать свою интуицию, ведь существуют различные сравнительные показатели, проверенные временем и позволяющие уверенно ориентироваться в инвестиционной среде: доходность/риск, коэффициенты Шарпа, Сортино, «Бета», целый ряд других. «Пока среди российских пайщиков не принято увлекаться такими расчетами», — констатирует вице-президент УК «Тройка Диалог» Андрей Звездочкин.

Кроме того, если в развитых странах, где индустрия коллективных инвестиций существует десятки лет, принято вкладываться в паевые фонды в режиме нон-стоп, например отчисляя деньги с каждой зарплаты, то в России обычно покупают паи сразу на крупную сумму, которую до этого хранили на депозите в банке. Но что характерно, перевод средств из банков в УК возрастает с каждым месяцем. «Это нормальный процесс. Ведь инфляция, даже если взять официальные данные, превышает 10%. Банковские депозиты не помогают даже сохранить деньги», — объясняет Владимир Мальханов.

Испытания. Нельзя оставить без внимания и еще одну черту современного российского пайщика — его отношение к потерям. За последние три года на доходы «коллективных» инвесторов рыночная стихия покушалась четыре раза. Весной 2004 года после затяжного роста на рынке наступила продолжительная коррекция. Индекс РТС за два месяца снизился на 34%. Нервы многих пайщиков не выдержали — они принялись гасить свои паи. Некоторые из них, в основном те, кто вложился на максимумах, до сих пор не вернулись на фондовый рынок.

К октябрю 2005 года рынок вырос на 65%. И вот индекс РТС с высоты в 1045 пунктов упал на 16% — до отметки 882 пункта. Но в отличие от предыдущей коррекции снижение происходило гораздо быстрее — в течение 11 торговых дней. Пайщики просто не успели опомниться и остались в ПИФах.

В марте 2006 года на фондовом рынке закончилось очередное, на этот раз трехмесячное, ралли. Индекс РТС «просел» более чем на 10%. И снова коррекция протекала быстро. К концу марта фондовые индикаторы закрылись в плюсе. Инвесторы просто ждали.

В мае 2006 года индекс РТС побил очередной исторический максимум, взяв отметку в 1765 пунктов. Но закрепиться на достигнутых рубежах не удалось. Всего за полмесяца рынок «просел» на 31%. И на смену восходящему тренду пришло боковое движение со всеми его «радостями». Но пайщик проявил неожиданную стойкость, он не побежал из фондов, наоборот, стал увеличивать позиции, отнесшись к коррекции как к «распродаже». В большинстве УК с удивлением констатируют: на каждый погашенный пай приходится четыре проданных. «Причем только половина «новых» денег — это вложения «старых» пайщиков. Остальные принесли новички, которые ждали момента для вхождения», — комментирует Андрей Звездочкин. «Люди понимают, что коррекция — это присущий фондовому рынку и подчас вполне здоровый процесс. Те, кто застал падение 2004-2005 годов, знают, что за этим последует рост», — отмечает руководитель департамента розничных услуг УК «ОФГ Инвест» Игорь Рябов.

Инвестиционная «стрессоустойчивость» — то свойство, которое управляющие компании старательно культивируют в своих клиентах. Они заинтересованы в обучении новичков, ведь «умный» пайщик задает меньше вопросов и меньше нервничает. Специально для начинающих проводятся бесплатные семинары, открываются call-центры и службы информационной поддержки. Обычно УК предлагают начать знакомство с ПИФами, инвестируя в менее рискованные фонды. Управляющим важно, чтобы клиент не чувствовал себя обманутым, если ему что-то недорассказали — уж очень не хочется вспоминать понятие «обманутый вкладчик».

Много или мало

Сегодня в ПИФах «варятся» деньги более 200 тыс. человек. По мнению Владимира Мальханова, критическая масса, при которой можно ожидать бурного роста рынка коллективных инвестиций, уже пройдена. Однако с ним не согласен Андрей Звездочкин: «Только после того, как инвесторами станет 1% трудоспособного населения (примерно 600-650 тыс. человек), мы увидим настоящее развитие ПИФов». «Если число пайщиков достигнет 3,5 млн (5-6% трудоспособного населения), можно будет говорить о достижении границ рынка. Дальше развитие пойдет вглубь. Пока же резерв еще остается», — высказывает свое мнение Вадим Сосков.

Журнал «Финанс.» №27 (164) 17 — 23 июля 2006 — Главная тема
Кирилл Айзин

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.