Первый рейтинг отечественных бизнес-школ, выпущенный «Ф.» в июне 2005 года, был своего рода авантюрой. Уже в самом начале предприятия стало ясно: многие крупные и авторитетные учебные заведения не готовы к публичности, то есть к раскрытию объективной информации о самих себе. Тем более с такой неприятной целью, как сравнение с другими. Поэтому одни выбрали очень удобную позицию: «Если вы нас прорейтингуете, мы подадим на вас в суд». Понятно, что в тени престижного материнского вуза существовать комфортнее, чем выигрывать в открытой и острой конкурентной борьбе. Других, готовых к предоставлению данных, особенно волновала методика составления рейтинга: ознакомившись и признав ее «довольно-таки объективной», они сдавались и присылали заполненные анкеты. Но перед сдачей номера одна известная петербургская школа поставила «Ф.» ультиматум: «Мы – лучшие в России, поэтому, если мы не первые, снимайте нас вообще». Первыми они не были, только восьмыми, поэтому список из 25 участников уменьшился на один пункт. Тройка победителей выглядела следующим образом: Высшая школа международного бизнеса (ВШМБ), Высшая школа корпоративного управления (обе – при Академии народного хозяйства) и Московская международная высшая школа бизнеса «Мирбис».
Через год, отказываясь от участия во втором проекте, многие учебные заведения ссылались на настоятельную рекомендацию Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО) не давать себя рейтинговать. В итоге образовалась двадцатка самых смелых и независимых. Учитывая очевидную субъективность, усеченность и усредненность всякого рейтинга, «Ф.» тогда принял решение: в таблице, содержащей основные показатели, выстроить школы в алфавитном порядке, но выявить лидеров в «отдельных номинациях». «Фишкой» этого проекта стал разносторонний взгляд на школы – с точки зрения скептических работодателей и откровенных выпускников.
Проектная форма показалась удачной, поэтому, приглашая участвовать в третьем проекте, «Ф.» честно предупреждал, что ранжирования по местам не будет. И искренне ожидал «вала» заявок. Радужные ожидания не оправдались. Все так же приходилось о себе напоминать, по нескольку раз посылать анкеты, милосердно передвигать сроки, выслушивать сетования на «краснознаменный деканат» и невероятную занятость и понимать, что майские праздники гораздо важнее всяких там исследований рынка. А в одной школе (той самой, «лучшей в России») просто не смогли найти человека, который занимается программой MBA.Лидеры по количеству топ-менеджеров среди слушателей
Место
Бизнес-школа
%
1
Высшая школа финансового менеджмента АНХ
91
2
Американский университет бизнеса и администрирования СНГ
85
3
Институт магистерской подготовки МЭСИ, Институт международного бизнеса и коммуникации Балтийского государственного технического университета «Военмех»
80
4
Высшая экономическая школа СПбГУЭФ
72
5
Институт экономики и финансов «Синергия», Банковский институт Высшей школы экономики, Бизнес-школа Уральского государственного технического университета, Высшая школа корпоративного управления АНХ, Программа МВА Новосибирского государственного университета экономики и управления
70Лидеры по количеству бизнесконсультантов среди преподавателей
Место
Бизнес-школа
%
1
Международная школа менеджмента Vlerick Leuven Gent, Урало-Сибирский институт бизнеса
100
2
Московская международная высшая школа бизнеса «Мирбис»
95
3
Институт экономики и финансов «Синергия»
92
4
Высшая школа корпоративного управления АНХ
90
5
Институт магистерской подготовки МЭСИ
88Старейшие российские бизнес-школы
Место
Бизнес-школа
Лет
1
Бизнес-школа Уральского государственного технического университета
20
2
Высшая коммерческая школа при Всероссийской академии внешней торговли, Институт бизнеса и делового администрирования АНХ, Институт экономики и финансов «Синергия», Московская международная высшая школа бизнеса «Мирбис»
19
3
Высшая школа международного бизнеса АНХ, Высшая экономическая школа СПбГУЭФ, Санкт-Петербургский международный институт менеджмента
18
4
Государственный университет управления, Международная школа менеджмента Vlerick Leuven Gent
17
5
Международный банковский институт
16Лидеры по количеству специализаций программы MBA
Место
Бизнес-школа
Штук
1
Государственный университет управления
11
2
Московская международная высшая школа бизнеса «Мирбис»
9
3
Высшая школа международного бизнеса АНХ
7
4
Высшая коммерческая школа при ВАВТ, Институт магистерской подготовки МЭСИ
6
5
Институт экономики и финансов «Синергия», Международный институт менеджмента ЛИНК
5Лидеры по применению активных форм обучения
Место
Бизнес-школа
%*
1
Международный институт менеджмента ЛИНК
92
2
Институт экономики и финансов «Синергия»
77
3
Институт магистерской подготовки МЭСИ
74
4
Российско-немецкая высшая школа управления АНХ
71
5
Бизнес-школа Уральского государственного технического университета
67
* От общего числа программных часов.
Лидеры по использованию российских кейсов
Место
Бизнес-школа
%**
1
Институт делового администрирования и бизнеса Финансовой академии
100
2
Институт международного бизнеса и коммуникации БГТУ
95
3
Высшая школа финансового менеджмента АНХ
92
4
Высшая коммерческая школа при ВАВТ, Международная высшая школа управления СПбГПУ
90
5
Высшая экономическая школа СПбГЭФ
81
** От всех используемых кейсов.
Лидеры по количеству курсов по выбору
Место
Бизнес-школа
Штук
1
Высшая школа международного бизнеса АНХ
90
2
Московская международная высшая школа бизнеса «Мирбис»
44
3
Высшая школа финансового менеджмента АНХ, Российско-немецкая высшая школа управления АНХ
40
4
Высшая школа корпоративного управления АНХ
37
5
Институт экономики и финансов «Синергия»
35
Как бы то ни было, в проекте принимают участие 29 бизнес-школ из Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Воронежа и Саратова. Десять из них участвовали во всех трех рейтингах. Ключевые показатели по сравнению с предыдущим годом выросли прежде всего из-за того, что впервые сведения о себе «Ф.» предоставили четыре крупные бизнес-школы: два подразделения АНХ – Институт бизнеса и делового администрирования и Институт бизнеса и экономики, а также Международный институт менеджмента ЛИНК и Санкт-Петербургский международный институт менеджмента (ИМИСП).
Разнообразные точки зрения на состояние российского бизнес-образования и его проблемы представлены в опросе авторитетных специалистов. Затрагиваются важные темы: зачем нужна зарубежная аккредитация, почему ограничен спрос на MBA, нужно или нет подстраивать корпоративные программы под нужды каждого конкретного клиента. Интересно мнение работодателей, которые сетуют на недостаточно гибкий подход к себе, и рекрутеров, уверяющих, что местная бизнес-степень пока не может добавить кандидату действительно много очков.Показательно. Цель проекта – помочь потенциальным слушателям MBA-программ выбрать бизнес-школу, собрать воедино практически полезную информацию, которой нет в широком доступе. Каждый параметр, вынесенный в таблицы, имеет самостоятельное значение. На что при выборе места обучения стоит обращать повышенное внимание? Принципиальное значение имеет диплом, который вы в итоге получите. Если вы собираетесь работать в российской компании, существенно, является ли он государственным: местные работодатели консервативны. «Визы» Министерства образования и науки РФ нет у четырех бизнес-школ. Очевидно, что двойной диплом, который выдается после обучения по совместной, российско-западной программе, предоставит большую свободу в последующем формировании карьеры. Школы это учитывают: 22 участника рейтинга предоставляют слушателям такую возможность. Одним из основных критериев является наличие у школы международной аккредитации. 13 школ имеют «всемирное» признание.
Отправившись на «Общий менеджмент», вы точно не ошибетесь, но сейчас все большее значение приобретает специализация программы. Это имеет особый смысл для тех, кто хочет поменять сферу деятельности. Лидеры по числу спецпрограмм – Государственный университет управления и «Мирбис». Важный момент – количество курсов по выбору. Это дает возможность индивидуализировать обучение и получить наиболее необходимые знания.
Но очевидно, что ключевой актив школы – человеческий ресурс, а именно: преподаватели, гостевые спикеры, студенты. Штатные педагоги оцениваются в основной таблице по четырем параметрам: процент от общего числа являющихся действующими бизнес-консультантами, процент проходивших практику в зарубежных учебных заведениях, процент авторов учебников, по которым занимаются в школе, и процент имеющих научную степень. Учиться можно и нужно не только у преподавателей, но и у однокурсников: сильный студенческий состав – неотъемлемая часть качественного образования. Не меньшую практическую ценность имеют советы состоявшихся бизнесменов, читающих лекции или проводящих мастер-классы. «Ф.» пришел к выводу, что определяющее значение имеет не абстрактное количество приходящих «гуру», а конкретные многоговорящие имена. Поэтому были составлены две дополнительные таблицы: «Самые успешные выпускники» и «Бизнесмены – гостевые спикеры», которые будут размещены на сайте www.finansmag.ru. К существенным факторам можно отнести также возраст учебного заведения, стоимость обучения, язык, на котором оно ведется. Вступительные требования в отечественных бизнес-школах по-прежнему очень мягкие. И конкурс не может свидетельствовать о качестве образования, потому что конкурса как такового нет. Учебные заведения и не скрывают того, что их ресурсы пока позволяют принимать всех желающих. В среднем на место претендует 1,5 человека, причем не принятые сразу, как правило, автоматически попадают в следующий набор. Только в одной из 29 школ, согласно представленным данным, этот конкурс есть: в Институте магистерской подготовки МЭСИ он составляет четыре человека на место.Цифровая реальность. Да, существует стойкое мнение, что отечественные работодатели пребывают в полном восторге от выпускников топовых западных школ, не воспринимая местное бизнес-образование всерьез. Исследование, проведенное компанией Begin Group в январе 2007 года, в ходе которого были опрошены 100 компаний из разных сфер, заставляет усомниться в этом. 47% респондентов смогли указать хотя бы одно-два названия российских бизнес-школ, в то время как громкие имена зарубежных учебных заведений вспомнили только 13% отвечавших. Лишь 17% компаний считают, что при приеме на работу степень МВА дает кандидату ощутимое преимущество перед конкурентами. 63% работодателей уверены: наличие бизнес-диплома не имеет решающего значения. 17% опрошенных вообще не обращают на него внимания при наличии у соискателя должного опыта работы. Миф о несостоятельности российских бизнес-школ и «обожании» зарубежных, вполне возможно, базируется на «прозападности» крупных отечественных компаний, а также объясняется привычкой. Моду на западный MBA создали международные корпорации, которые, выйдя на новый рынок, стремились привлечь менеджеров из уже известных им школ. Эти организации, а также российские, ориентирующиеся на «цивилизованных» коллег, будучи крупными работодателями и постоянными клиентами кадровых агентств, и диктуют некие «моды» на рынке труда. Отечественные же, ориентированные на локальный рынок компании признают: выпускники российских школ имеют весьма важное преимущество. В процессе обучения студенты использовали кейсы из местной бизнес-практики и учились вместе с представителями местного бизнеса. «Отличие западного МВА от российского в том, что на Западе это технология заготовки стандартного бруса 30 на 30, а в России все достаточно сбалансировано. Тебя, конечно, «долбят» стереотипами и теориями, но оставляют место для креатива, – уверяет генеральный директор консалтинговой компании «Апрайт» и преподаватель Урало-Сибирского института бизнеса Павел Неверов. – Западный МВА идеален для крупных системных компаний, которые настолько забюрократизированы, что там невозможно шагнуть влево или вправо. А для малого бизнеса и тех отечественных организаций, которые, как это принято сейчас говорить, в основе имеют эмоциональный менеджмент, жесткие рамки только мешают».
Наблюдатели отмечают положительную динамику взаимоотношений бизнеса и образования. «В связи с общим ростом экономики и повсеместной нехваткой квалифицированных менеджеров крупные корпорации ищут выгодного прямого сотрудничества со школами, речь идет и о создании корпоративных программ и о привлечении «готовых» выпускников, – комментирует ведущий специалист проекта Begin компании Begin Group Антон Рягузов. – Но для того, чтобы восполнить нехватку профессионалов, нужно по крайней мере удвоить количество выпускников».
Что происходит с рынком бизнес-образования? Он растет в среднем на 15% в год: с 2002-го по 2005-й количество вузов, дающих подобную степень, возросло с 33 до 57, хотя лицензию на проведение программы МВА имеет 91 вуз, но многие пока предпочитают своим правом не пользоваться. Возможно потому, что платежеспособный спрос полностью удовлетворяется уже имеющимися школами. Общий годовой выпуск обладателей степени в России невелик и составляет всего 4,7 тыс. человек (для сравнения: американские бизнес-школы ежегодно выпускают 139 тыс.). По данным РАБО, 82,5% от этого количества приходится на Москву, причем 37,2 % столичных выпускников учились в 14 школах АНХ, а 12 % – в школе бизнеса «Мирбис».
Скромный спрос – реальная, а не вымышленная проблема отечественного бизнес-образования. А потенциальные слушатели не спешат вкладывать в него деньги прежде всего потому, что наличие степени практически не интересует работодателя. Последний весьма прагматичен и почувствует потребность в образованных сотрудниках только при появлении на рынке труда множества действительно качественных выпускников.
Леонид Евенко, президент РАБО, ректор ВШМБ:– Семь российских школ уже получили аккредитацию британской АМВА. По этому показателю мы сейчас находимся на третьем месте в Европе после Англии и Франции. Школам начинают поступать предложения от китайских, казахских, польских заказчиков, и это означает, что Россию считают державой МВА. Курс на получение зарубежных аккредитаций однозначно правильный. В таком случае школы заявляют о себе на Западе и одновременно утверждаются на российском рынке. Отечественная система обеспечения образовательного контроля и качества пока не готова давать полновесные заключения: правила существуют, но нет практики их применения. Например, получение аккредитации американской AACSB занимает до пяти лет, три года из которых – подготовительный период. До полутора лет занимает сама аккредитация, в это время приставленный к вам наблюдатель проверяет школу по 21 параметру, и только после этого приезжает аккредитационная комиссия. В России пока все проще: вместе с комиссией, оценивающей вуз в целом, наведывается один эксперт по MBA, который и дает заключение.
Андрей Волков, декан «Сколково», советник министра образования и науки РФ:– Российское бизнес-сообщество пока не всегда в состоянии ясно сформулировать требования к подготовке управленцев: менеджерами называют и администраторов торгового зала, и руководителей миллиардных корпораций. Эта неопределенность приводит к неоправданным ожиданиям. Но и отечественное бизнес-образование пока не готово давать компетенции высокого уровня. Очевидно, что преподаватели должны иметь обширный практический опыт. И нужно менять систему преподавания: вместо лекций – анализ кейсов, мозговые штурмы. Это образовательное производство требует больших затрат на технологическую модернизацию: полновесный курс MBA не может стоить меньше $10–20 тыс. Но вообще бизнес-образования должно быть много и разного. Скромные задачи маленьких фирм решаются относительно небольшими затратами. Корпорации, требующие сложнейших стратегий реформирования, нуждаются в сотрудниках, прошедших дорогостоящую подготовку. Поэтому нужно двигаться не к стандартизации, а к широкому разнообразию.
Николай Попков, директор центра программ MBA «Мирбис»:– Мы ведем отбор абитуриентов, устанавливая для них вступительные требования: наличие высшего образования и управленческого опыта работы. На данном этапе развития и отечественного бизнес-образования, и российского бизнеса этого достаточно для того, чтобы выбрать тех, кто действительно настроен на карьеру и успех. Мне не приходилось сталкиваться со слушателями, не адекватными программе МВА. А жесткого конкурса пока быть не может: спрос не превышает предложение. Многие российские менеджеры не имеют специализированного образования, оканчивали технические или гуманитарные вузы. Сейчас именно они готовы получать недостающие знания и управленческие навыки на программах МВА. Я же думаю, что основную массу слушателей в ближайшем будущем будут составлять люди с первичной экономической профориентацией. Но время для этой категории еще не пришло, эти люди работают по 14 часов в сутки, и базового экономического образования им пока хватает для того, чтобы быть достаточно успешными в бизнесе.
Дмитрий Афанасьев, директор Корпоративного университета компании «Северсталь»:– Мы столкнулись с проблемой дефицита квалифицированных управленцев в тот момент, когда предприятие стало превращаться в холдинг. Мы сотрудничаем с авторитетными вузами и бизнес-школами страны, ежегодно обучая на различных корпоративных программах около 400 человек. Что касается МВА, то пока для нас более удобны западные программы. За рубежом эту степень получили уже 113 сотрудников и еще 69 учатся в настоящее время. Российские школы оканчивают сотрудники, испытывающие трудности с английским языком, мы идем навстречу, хотя и считаем, что в современном мире бизнес-образование даже на родине нужно получать именно на английском. Но основное препятствие к плодотворному сотрудничеству с отечественным бизнес-образованием – его недостаточная гибкость. У компании специфичные и меняющиеся потребности, поэтому готовые стандартные программы, которые предлагаются российскими школами, нам зачастую не подходят. На Западе же привыкли ориентироваться на клиента и обеспечивать индивидуальный подход.
Елена Лобанова, декан Высшей школы финансового менеджмента АНХ:– За прошедший год число заказов на корпоративные программы по проблемам стратегических финансов бесспорно выросло, и это, очевидно, позитивная тенденция в развитии отечественного бизнес-образования. Это подчеркивает динамика спроса на программу Executive МВА. В первом потоке было всего 12 слушателей (главные финансовые управляющие), а в третий поток осенью прошлого года пришлось зачислять уже 40 человек и это при том, что цена за обучение по этой программе чуть ли не самая высокая в стране. При этом следует подчеркнуть растущий интерес к корпоративным программам со стороны высшего руководства компаний: они начинают все больше внимания уделять вопросам стратегического финансового менеджмента. В этой связи я не вижу оснований для адаптации наших программ к нуждам конкретных организаций. Российский бизнес оказывает явное доверие долгосрочным программам, которые предлагаются на отечественном рынке бизнес-образования.
Сергей Ражев, управляющий директор хэдхантинговой компании Cornerstone:– Получение степени МВА перестало быть безотказным способом радикально улучшить карьеру. Даже дипломы топовых мировых школ не дают абсолютных гарантий. Но для некоторых отраслей бизнеса, в частности для банковской и финансовой сфер, степень МВА все еще имеет решающее значение. Однако речь в подавляющем большинстве случаев идет именно о западном дипломе. Но и его получение может скорее повысить стоимость специалистов среднего звена. МВА оправданно популярен среди менеджеров, доход которых составляет $3–7 тыс. После получения диплома они могут претендовать на $8–12 тыс. И востребованы эти люди в большинстве своем западными компаниями и российскими, стремящимися к публичности. Местный же МВА практически не повышает стоимость специалистов, он желателен ровно настолько, насколько необходимо, скажем, второе высшее или дополнительные квалификации. В нашей практике строгая необходимость в наличии у кандидата диплома отечественной бизнес-школы возникла всего один раз.
СПРАВКА: Об аббревиатурах
Законодателями моды в вопросе международных аккредитаций бизнес-образования являются США и Великобритания.
Аккредитованы могут быть как отдельные программы, так и школы в целом, что автоматически означает аккредитацию всех программ. Самые престижные аккредитации – AACSB и AMBA. AACSB International (The Association to Advance Collegiate Schools of Business) родом из Штатов. Цель – способствовать повышению качества образования в сфере делового администрирования и менеджмента. Членство и аккредитация здесь неравносильные вещи. Аккредитацию AACSB получить очень и очень непросто. Тем не менее и членство в этой ассоциации тоже крайне важно для учебных заведений. Сегодня она объединяет 835 школ. AMBA (Association of MBAs) имеет европейское, а именно британское происхождение. Первоначально это была ассоциация выпускников МВА, представлявшая интересы дипломированных менеджеров. Организация аккредитует именно программы, а не бизнес-школы. Аккредитованы программы около 100 учебных заведений.
Журнал «Финанс.» №19 (205) 21-27 мая 2007 — Образование
Татьяна Юкиш, Маргарита Удовиченко
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.