Состав нового правительства стал одновременно ожидаемым и неожиданным. Смещение со своих постов Михаила Зурабова, Германа Грефа и Владимира Яковлева ни для кого не стало сюрпризом. Но мало кто мог предположить, что Алексей Кудрин пойдет в гору, оказавшись в ранге вице-премьера. Его возвышение говорит о том, что бюджетная политика последних лет в глазах Владимира Путина полностью оправдана.
Знакомые все лица. C назначением главой Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной в работе этого ведомства произойдут довольно существенные изменения. Ранее она занимала пост руководителя исследовательской группы Центра стратегических разработок (ЦСР), до 2003 года была первым заместителем Германа Грефа, но занималась по большей части теоретическими изысканиями. Вот и теперь министерство, которое Виктор Зубков охарактеризовал как нечто «громоздкое, неповоротливое, с излишними функциями» становится преимущественно «мозговым центром».
«Едва ли перед выборами Эльвира Набиуллина займется разработкой нового экономического курса, скорее всего, она будет продолжать двигаться в русле прежнего правительства», – полагает руководитель группы финансовой экспертизы ИК «Финам» Юрий Еремин. Не лишним будет вспомнить о том, что существующий курс был во многом разработан как раз новым министром. В свое время Эльвира Набиуллина совместно с Андреем Илларионовым формировала идеи, которые легли в основу реформ, а в 2003 году в рамках ЦСР готовила экономическую часть предвыборной платформы Владимира Путина. «Эльвира Набиуллина идеологически близка Герману Грефу, поэтому тут следует ожидать некой преемственности», – говорит старший экономист ИК «Тройка Диалог» Антон Струченевский.
Полномочия, которых лишился МЭРТ, отойдут к Дмитрию Козаку, который сменил на посту министра регионального развития Владимира Яковлева. В частности, Минрегион теперь будет управлять Инвестфондом, который располагает 300 млрд рублей бюджетных средств и федеральными целевыми программами. Также министерство будет реформировать на федеральном уровне сферу ЖКХ, на что из бюджета только в этом году выделено 150 млрд рублей. Кроме того, Минрегион получит право разрабатывать меры по поддержке регионов в части межбюджетных отношений. Также на Дмитрия Козака, вероятнее всего, возложат ответственность за работу с губернаторами в свете предстоящих выборов.
За и против. Почему, несмотря на нежелание главы государства затевать перемены прямо сейчас, некоторые министры лишились своих постов? Чем не угодили?
С Михаилом Зурабовым все ясно. Еще весной депутаты Госдумы признали работу его ведомства неудовлетворительной, звучали даже мнения о необходимости его отставки. На теперь уже бывшего главу Минздравсоцразвития вешают и провал пенсионной реформы, и со скрипом проведенную монетизацию льгот, и проблемы в здравоохранении и обеспечении лекарствами льготников. В частности, дефицит Пенсионного фонда все нарастает. Как признают в Минфине, серьезные проблемы могут начаться в 2010–2012 годы, когда на пенсию выйдут люди, имеющие право на ее накопительную часть. А бесплатные лекарства, которые по закону имеют право получать 80,7 млн граждан, до многих из них не доходят. Чтобы погасить дефицит, пришлось залезть в и без того скудный Фонд обязательного медицинского страхования, откуда по решению Госдумы было выделено 16 млрд рублей.
Справедливости ради стоит отметить, что проблемы в медицине начались задолго до Михаила Зурабова. Выплаты пенсионерам при нем увеличились, массовых задержек, как в прошлые годы, не случалось. С другой стороны, согласно данным Росстата, пенсии в России за последние три года росли на 4–5% в год, в то время как заработные платы увеличивались на 12–13%.
Отставка Германа Грефа – решение гораздо менее однозначное. Экономика растет быстро, инвестиции – еще быстрее. Если в 2003 году в Россию пришло $30 млрд иностранных инвестиций, то в 2006-м – уже $55 млрд. Однако блага экономического роста распределяются в стране очень неравномерно. Уровень экономического развития регионов отличается разительно, и ответственность за это лежит как на МЭРТ, так и на Минрегионе. По показателю валового регионального продукта (ВРП) на душу населения первое место занимает нефтегазовая Тюменская область (если считать вместе с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами – $49 тыс. по итогам 2005 года). На втором месте с большим отрывом – Москва ($23,4 тыс.). Между тем в Брянской области подушевой ВРП составляет всего $5,3 тыс, а в Ивановской и того меньше – $4,2 тыс. Самое катастрофическое положение – на юге России, где в ряде регионов ВРП на душу населения не превышает $4 тыс.
Что касается Владимира Яковлева, то он ухитрился заслужить личную неприязнь президента, который давно искал повод снять министра с должности. Тем более, что со своими функциями Минрегион справлялся неважно. По данным самого же министерства, в России более 60% населения не удовлетворены своими жилищными условиями, а при существующем уровне дохода и цен на жилье позволить себе их улучшить могут не более 20% граждан. И стоимость жилья продолжает расти: только за первое полугодие нынешнего года отмечено повышение на 17,5% в среднем по стране. О катастрофическом состоянии ЖКХ говорить не приходится. Основные фонды коммунального хозяйства изношены на 65%. Конечно, винить во всем этом только Владимира Яковлева было бы несправедливо. Формально реформа идет с 1997 года, концепция ее была утверждена на высшем уровне. А «Доступное жилье», как и прочие национальные проекты, курирует Дмитрий Медведев, сохранивший свой пост в правительстве.
По мнению Антона Струченевского, вряд ли стоит рассматривать новый кабинет министров как «временный», задача которого – досидеть до выборов и уйти. «Сейчас в правительстве очень сильный состав. Мне кажется, что оно сформировано надолго и будет работать с новым президентом», – полагает эксперт из «Тройки Диалога».
Журнал «Финанс.» №37 (223) 01 октября — 07 октября 2007 — Капитал
Дмитрий Симонов
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.