При голосовании за новый Таможенный кодекс депутаты проявили редкое единодушие. Партийные разногласия, борьба за власть и подготовка к грядущим выборам ненадолго ушли в тень, и депутаты практически единогласно поддержали законопроект, который кардинально изменит отношения участников ВЭД и таможни. В пятницу, 25 апреля, за принятие кодекса высказался 381 депутат, один человек проголосовал против, еще один воздержался. Такая поддержка обеспечит беспрепятственное прохождение документа через Совет Федерации, да и в администрации президента считают, что кодекс будет подписан Владимиром Путиным.
Минус семь дней
Председатель Государственного таможенного комитета Михаил Ванин считает, что «кодекс получился неплохой, он более цивилизованный и «прозрачный» , чем действующий ныне. В бизнесе он открывает новые перспективы для нормальной, уверенной работы». В поддержку нового кодекса высказались также представители РСПП: по их мнению, кодекс снимает многочисленные административные барьеры и упрощает таможенные процедуры.
Самая приятная новость такова: в новом кодексе существенно сокращены сроки таможенного оформления. Сейчас таможенникам разрешается проверять документы и товары в течение десяти дней, а по новому кодексу на это отводится всего три дня (ст. 359). Если же таможенник не успел уложиться в отведенное ему для проверки время, то можно подать иск в суд. Правда, эта перспектива мало кого обрадует. Судиться по таким поводам в России пока не привыкли. И портить отношения с таможенниками, с которыми придется еще работать, согласятся единицы.
Конечно, можно воздействовать на нерадивого таможенника и иначе — направить жалобу его руководству. Практически все жалобы должны быть рассмотрены в течение месяца, а при необходимости этот срок может быть продлен еще на месяц. Но есть и особые ситуации. Если возник спор с таможенником из-за товара, стоимость которого не превышает 1,5 млн рублей, жалобу можно подать в «упрощенном порядке». В таком случае надо просто прийти к начальнику поста или таможни и устно изложить свою проблему. Причем такая жалоба «рассматривается безотлагательно, и решение по ней принимается незамедлительно» (ст. 57). Более того, если участник ВЭД захочет, то начальнику придется составить акт о рассмотрении жалобы.
Подобные обещания не могут не умилять. Проблемы на таможне возникают ежедневно, причем чаще всего как раз у малых предприятий, которые ввозят или вывозят небольшие партии товара стоимостью до $50 000. А попасть к начальнику таможенного поста — задача не из простых. И если каждый обиженный будет рваться к руководству, тому придется отложить все дела и заниматься только «безотлагательным» рассмотрением жалоб и «незамедлительным» принятием решений.
Вообще «упрощению» в кодексе уделено немало места. Так, например, в статье 68 определены упрощенные процедуры таможенного оформления для тех, кто не нарушает таможенное законодательство и занимается ВЭД не менее трех лет. Такие лица смогут обратиться в ГТК с заявлением о применении к ним «упрощенки». И если при этом они соглашаются вести учет в своей компании способом, обеспечивающим прозрачность сведений, предоставляемых таможенникам, им дадут существенные послабления. Например, такие участники ВЭД получат право подавать «периодические» декларации. Это значит, что, если фирма регулярно ввозит одни и те же товары, достаточно подать одну декларацию на ввоз таких товаров за определенный срок (до года). Еще одна льгота «упрощенцам» — ввоз или вывоз товара без подачи декларации. То есть таможенники будут выпускать товар еще до подачи ГТД, правда, при условии, что декларант даст гарантию, что в течение определенного таможенниками срока (до 45 дней после выпуска товара) представит декларацию. Наконец, таможенники смогут проводить оформление товаров таких лиц непосредственно на объектах, принадлежащих «упрощенцу», а не на таможне.
Лизинг и толлинг
Приятные изменения ждут тех, кто помещает товары на склады временного хранения. Максимальный срок хранения товара на таком складе составит четыре месяца (сейчас два месяца). А иностранные товары вообще разрешат помещать на любой склад. То есть фактически импортерам предоставят право самим выбирать склад хранения (раньше этим занимались таможенники). Таможенники могут даже разрешить использовать под склад временного хранения собственный склад получателя товара (ст. 117).
Продвигаясь дальше по пути снятия административных барьеров, новый кодекс оставляет в прошлом лицензирование деятельности таможенных перевозчиков, владельцев таможенных складов и складов временного хранения, таможенных брокеров, то есть лиц, занимающихся околотаможенной деятельностью. Что касается тех, кто получил лицензии раньше, то беспокоиться надо только владельцам магазинов беспошлинной торговли. Выданные им лицензии прекращают свое действие 1 января 2004 года. А лицензии таможенных брокеров, перевозчиков, владельцев таможенных складов и складов временного хранения будут действительны вплоть до истечения сроков, на которые они выданы.
Но не стоит обольщаться и думать, что каждый желающий может теперь заниматься околотаможенной деятельностью. Чтобы получить право на это, надо попасть в специальные реестры ГТК, для чего необходимо подать заявление и целый комплект документов. Заявление и документы рассматриваются таможенниками в течение 15 дней. Но есть и другие условия. Так, у таможенного брокера в штате должны работать не менее двух аттестованных специалистов. Необходимым условием является и наличие договора страхования риска гражданской ответственности на сумму не менее 20 млн рублей (ст. 140).
Кстати, отказ во включении в реестр может быть обусловлен только несоответствием лица, желающего заняться околотаможенной деятельностью, определенным в кодексе условиям. Приятная новость: таможенники будут заносить лица в реестр бесплатно. После этого лицо получит свидетельство о внесении в реестр (по сути, это та же лицензия). Причем свидетельство может быть отозвано по решению самих таможенников. Как и любое действие или бездействие таможенников, это можно обжаловать в суде. Однако до вынесения судом решения лицо будет числиться исключенным из реестра.
Крупно повезло тем, кто занимается толлингом, иначе говоря, переработкой в России ввезенных из-за рубежа товаров для дальнейшего их вывоза. И сырье, и продукт переработки будут ввозиться и вывозиться беспошлинно. Минфин, ГТК и некоторые депутаты выступали за отмену толлинга, справедливо указывая на то, что при сохранении этого таможенного режима бюджет теряет более $100 млн ежегодно. Однако лоббисты (в основном алюминиевые) смогли переубедить депутатов и правительство. И на заседании 18 апреля депутаты отклонили поправку, которая позволила бы облагать при вывозе пошлинами товары, если в результате переработки «произошло изменение кода по ТНВД на уровне любого из первых четырех знаков». Тем не менее у правительства останутся рычаги контроля: власти могут определять случаи, когда толлинг не допускается в отношении определенных видов товаров, а также вводить другие ограничения.
Новый кодекс пошел навстречу и тем, кто ввозит в страну товары по лизингу. Такие ввезенные товары, относящиеся к основным фондам, будут частично освобождены от пошлин и налогов. А срок временного ввоза составит 34 месяца, что на 10 месяцев больше, чем определяет действующий кодекс. Этот факт должен послужить развитию лизинга в России.
Будет меньше бумаг
Наконец, новый кодекс должен положить конец изданию бесчисленных ведомственных приказов, инструкций и разъяснений. Не зря сами таможенники называют его «кодексом прямого действия». В частности, в нем приводятся подробные перечни документов, необходимых для таможенного оформления. Например, статьи 73-76 дают закрытый список документов, которые необходимо представлять при перевозке товаров автомобильным, морским, воздушным или железнодорожным транспортом. А процедуре декларирования товаров посвящена целая глава (ст. 123-138). Таким образом, более 3000 ведомственных документов ГТК вскоре станут ненужными и будут отменены.
И еще одно новшество. Теперь таможенники обязаны консультировать участников ВЭД. Консультация по вопросам таможенного дела предоставляется по запросу в срок не более месяца (ст. 29). Консультации могут быть и в устной, и в письменной форме. Причем таможенники обязаны давать разъяснения бесплатно. А если они не уложились в месячный срок или дали неверный ответ, что привело к убыткам лица, попросившего о консультации, таможне придется возместить ущерб.
Возникает вполне закономерный вопрос — как будут работать по новому кодексу таможенники? Высокопоставленный источник в ГТК сообщил, что теперь основное внимание будет уделяться контролю над определением декларантами таможенной стоимости. В последнее время из недр ГТК вышел ряд писем, в которых указана приблизительная стоимость товаров различных фирм производителей. Также жесткий контроль таможенники будут осуществлять над товарами, которые относятся к группам «риска и прикрытия». Товары группы риска — те, по которым наиболее часто фиксируется занижение таможенной стоимости. Это электротехника, кофе, цветы, запчасти для автомобилей, б/у одежда и др. Что касается товаров второй группы, то ими «прикрываются», ввозя и вывозя более дорогие предметы. Например, в декларации указано «чай», а на самом деле ввозят часы. ГТК собирает информацию о таких случаях и обобщает практику в своих письмах (последнее из них вышло 27 января 2003 года № 01-06/2825 «О перечне товаров группы «риска» и группы «прикрытия»»).
В остальном таможенники обещают «дать зеленый свет» добросовестным участникам ВЭД. Сам руководитель комитета Михаил Ванин выступил недавно с громким заявлением, в котором пообещал, что ГТК будет оказывать услуги, а не осуществлять надзор. А его первый заместитель Леонид Лобзенко сказал буквально следующее: «В нынешнем году на первое место у таможенной службы выходит содействие торговле». В этой связи показательно, что, по словам начальника управления спецтехники и автоматизации таможенных технологий Леонида Ухлинова, уже через два года после вступления в силу нового кодекса досматривать импортируемые товары будут в 12% случаев, а к 2008 году — в 8%. Что касается экспорта, то к 2006 году досматривать будут лишь каждую четвертую партию товара, идущую на внешний рынок, а к 2008 году — так и вовсе каждую десятую. И это при том, что сейчас досматривается 50% экспортных и импортных грузов.
Леонид Ухлинов также обещает сократить срок таможенного оформления до одного дня. По его словам, сделать это можно за счет новых технологий. В пример здесь приводят таможенный пост «Каширский» Московской южной таможни, где уже сейчас в порядке эксперимента происходит «электронное декларирование». При помощи компьютерных технологий таможенники проверяют ГТД всего за 30 минут. Подобный опыт к 2008 году собираются распространить и на другие таможенные посты. Кстати, Всемирный банк выделяет ГТК кредит в размере $140 млн на развитие информационной сети таможни. К единой сети уже подключены почти все таможни России и около 60% таможенных постов.
Что изменится на таможне?
Алексей ПОНОМАРЕВ, исполнительный директор транспортно-экспедиторской компании Major:
— Общие положения в новом кодексе прописаны ясно и устраивают участников ВЭД. Главное достоинство кодекса заключается в том, что импортерам разрешат помещать любые ввозимые товары на любые склады, а не на те, которые назначены таможенниками.
Ведь сейчас ситуация складывается следующим образом: ввозят фуру с товарами, и, если в ней хотя бы один товар относится к группе риска, вся фура должна идти на назначенный таможенниками терминал, что крайне неудобно. Конечно, после прочтения кодекса есть и вопросы. В частности, не понятно, как будут реализовываться ряд положений кодекса. Например, на таможенное оформление в нем отводится три дня. Но смогут ли таможенники оформлять все документы за этот срок — пока неясно.
Владимир ГРИЩЕНКО, директор ООО «ГринКо»:
— Мне кажется, что особых изменений не будет. Вообще же ни таможенники, ни экспортеры с импортерами сразу не начнут жить по кодексу. Думаю, после того, как он вступит в силу, пройдет не меньше полугода, пока произойдут хоть какие-нибудь изменения. Поэтому мы проект не читали, а будем готовиться к работе по новому кодексу только после того, как его подпишет президент.
Алексей СЫСОЕВ, сотрудник информационного отдела корпорации «ЕМСТС»:
— Кодекс, конечно, лучше, чем тот, который действует сейчас. Но я полагаю, что легче при нем работать не будет, ведь помимо кодекса есть еще письма, приказы и инструкции ГТК, которыми и будут руководствоваться таможенники.
Кстати, мы провели опрос посетителей на нашем сайте www.vch.ru, и 76% респондентов отрицательно ответили на вопрос: «Считаете ли вы, что новый Таможенный кодекс покончит с коррупцией в таможенных органах?» Они уверены, что поле деятельности таможенных мздоимцев не ограничено. Лишь 5% думают, что для коррупции при новом кодексе не останется места. Почему изменений не будет? Возьмем, к примеру, положение про склады временного хранения. В кодексе прописано, что импортируемый товар можно размещать на любом СВХ. Это так, но таможенные посты-то будут находиться не на любом складе, а только на тех, где их поставит ГТК.
В итоге получится, что импортерам будет выгодно размещать товары на таких СВХ, где есть посты. Так что от отмены «назначенных» складов особой выгоды для участников ВЭД я не ожидаю.
Тимур КАЗАНЦЕВ, коммерческий директор ООО «Академия-Сервис»:
— Главное достоинство кодекса состоит в том, что он принят. Тот факт, что между первым и вторым чтениями было предложено более 2000 поправок, позволяет надеяться на то, что кодекс стал намного лучше. Он больше ограничивает таможню. У потребителя появляется больше прав. И я надеюсь, что с этим кодексом участникам ВЭД будет легче работать, по крайней мере сократятся бюрократические проволочки.
Борис ФАНТАЕВ, исполнительный директор Союза производителей и импортеров:
— Впечатление от кодекса двойственное. С одной стороны, кодекс претерпел значительные изменения по сравнению с вариантом, который был год назад. Он стал документом прямого действия. Есть весьма позитивные изменения для участников ВЭД. Это и облегчение процедур, и укрепление прав импортеров и экспортеров. В частности, сокращены сроки оформления, четко прописано, какие документы необходимо предъявлять, зафиксированы положения о возмещении ущерба, нанесенного действиями таможенников.
С другой стороны, в кодексе сохранились и положения, достойные критики. Например, лицензирование околотаможенной деятельности заменено термином «включение в реестр». Фактически такая деятельность осталась под контролем таможни.
Неприятным фактом для участников ВЭД станут и специальные таможенные проверки, которые кодекс позволяет проводить в течение трех месяцев. Я считаю такой срок неоправданным. Обнаружить признаки нарушения можно и за более короткий срок.
Еще один факт: в некоторых пунктах кодекса, где приводится список документов, необходимых для оформления, есть ссылки на то, что таможенные органы могут затребовать «иные документы». Такая неопределенность дает неоднозначные толкования и возможность злоупотреблений.
В целом же, к сожалению, экономическая ситуация в нашей стране такова, а уровень таможенных пошлин настолько велик, что никакой самый прогрессивный кодекс не устранит все проблемы и не сделает прозрачной внешнеэкономическую деятельность.
Возьмем пример с кофе: официально в Россию ввозят чуть больше 25 тыс. тонн за год, а продается около 100 тыс. тонн. То есть импортеры возят кофе в обход, не декларируют, ищут лазейки. А почему? Из-за высоких пошлин. Ведь таможенные сборы, всякие акцизы и НДС составляют около 40% цены товара. То же самое мебель, парфюмерия, косметика. Так что новый Таможенный кодекс — это хорошо, но надо снижать пошлины. Вот на электротехнику пошлины снизили, и сразу увеличились декларирование и собираемость пошлин.
Руководитель крупной внешнеторговой компании (на условиях анонимности):
— Наша компания добропорядочная, работает «по-белому». И, конечно, старый кодекс мешает нам жить. Но новый кодекс — это просто красивая бумажка и ничего больше. Много хороших и правильных слов, а вот реальной пользы от них не будет. Ведь механизм реализации всех прогрессивных положений в кодексе не прописан.
И я считаю, что это сделано специально, чтобы все осталось на своих местах, чтобы у таможенников сохранилась возможность «есть из кормушки». Когда кодекс вступит в силу, он сразу же начнет обрастать многочисленными инструкциями ГТК, которые сведут на нет всю его прогрессивность.
Вот в кодексе нам предлагают судиться с таможенниками, если мы с чем-то не согласны. Все это, конечно, очень хорошо, только никто не подумал о том, что будет с товаром, пока будешь судиться. А я с уверенностью скажу — товар пропадет.
Или выиграешь одно дело в суде, так потом отношения с таможней испортятся так, что только и успевай палки из колес вытаскивать.
Новейшая история Таможенного кодекса
Действующий Таможенный кодекс был принят в 1993 году Верховным Советом. С тех пор и законодательство, и экономическая ситуация в стране претерпели кардинальные изменения. Необходимость принятия нового закона, регламентирующего внешнеэкономическую деятельность, стала очевидной особенно после кризиса 1998 года. Поэтому сразу после дефолта началась работа над проектом нового Таможенного кодекса. Уже 25 сентября 1998 года ГТК представил его первый вариант. Правительство, предприниматели и депутаты работали над документом больше года. В результате проект кодекса был принят Госдумой в первом чтении 23 ноября 1999 года. Затем еще около двух лет новый кодекс дорабатывался, перекраивался и согласовывался. Поправки в проект предложили 20 министерств и ведомств, администрация президента, более десятка крупных объединений предпринимателей. Практически ни одна статья не осталась неизмененной. Тем не менее к согласию прийти удалось далеко не сразу, и, пожалуй, новый кодекс до сих пор не увидел бы ни второго, ни третьего чтения, если бы власти не загорелись желанием сделать Россию полноправным членом Всемирной торговой организации. А для того чтобы вступить в ВТО, необходимо привести в соответствие с международными стандартами таможенное законодательство. Поэтому уже в ноябре 2001 года правительство внесло в Госдуму проект поправок в Таможенный кодекс ко второму чтению. По сути, этот проект представлял собой новый вариант кодекса.
В начале 2002 года подкомитет по таможенно-тарифному регулированию и внешнеэкономической деятельности комитета по бюджету и налогам Госдумы решил принять правительственный проект за основу. Однако уже в мае появился альтернативный проект, разработанный депутатом, бывшим председателем ГТК Валерием Драгановым. В нем предлагалось существенно сократить полномочия государства по регулированию ВЭД. Правительство выступило против депутатского проекта, а Госдума в свою очередь перенесла рассмотрение поправок к Таможенному кодексу еще на полгода. В течение этого времени шли постоянные консультации между депутатами, правительством, РСПП, Союзом производителей и импортеров и ТПП. В результате 7 апреля 2003 года комитет по бюджету и налогам Госдумы рекомендовал проект Таможенного кодекса к принятию во втором чтении. На заседании 18 апреля Госдума приняла проект во втором чтении, а в третьем чтении проект получил поддержку депутатов 25 апреля.
Журнал «Финанс.» № 10 (05-11 мая 2003) — Главное
Павел Данилин
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.