В Москве проживает около 6 млн домашних животных, включая собак, кошек, птиц, грызунов. Все они хотят есть, пить, одеваться, лечиться. В сфере услуг для четвероногих и пернатых еще есть свободные места, и порог вступления в этот бизнес не слишком высок. Пожалуй, единственный его недостаток — сильная зависимость от сезона.
Доктор Айболит. В Союзе предприятий зообизнеса считают, что потребности зверей в медпомощи удовлетворены недостаточно. На 50-70 тыс. братьев наших меньших необходима одна клиника и два кабинета частнопрактикующих ветеринаров, то есть 86-120 клиник и 172-240 ветеринаров. В то время как сейчас работают 17 государственных ветлечебниц, около 40 официально практикующих врачей, 15 крупных частных комплексов, включающих в себя помимо лечебницы аптеку, магазин и ряд мелких клиник. Госзаведения занимают 70% рынка, так как благодаря помощи из городского бюджета (в этому году Объединению ветеринарии Москвы было выделено 141,2 млн рублей) и льготам по арендной плате могут позволить себе держать более низкие цены, чем у частных структур. Им конкурировать с муниципальными заведениями сложно, но вполне возможно. Один из наиболее перспективных способов — открытие центра, объединяющего в себе клинику, аптеку и зоомагазин с кормами, игрушками и пр. В подобном центре владелец животного оставляет деньги не только за ветеринарные услуги, но и за лекарства, и за сопутствующие товары. «Еще 5-7 лет назад для открытия торгово-ветеринарного центра на площади 250 кв. метров требовалось $20-30 тыс., сейчас же в связи с ростом запросов клиентов стоимость первоначальных вложений возросла до $50-70 тыс. Окупаются они за полтора-два года», — рассказывает председатель правления Союза предприятий зообизнеса Сергей Спирин. Участники рынка называют и более высокие пороги первоначальных инвестиций — $100 тыс. Повышение требований к медобслуживанию животных вполне закономерно. Сегодня клиника средней руки должна быть готова принять в день от 10 до 80 пациентов, при необходимости сделать УЗИ, анализы, провести операцию. Заведений, специализирующихся на отдельных заболеваниях, мало, но больше их, как считает Сергей Спирин, и не требуется. Большинство ветлечебниц работают как поликлиники.
К минусам ветеринарного бизнеса относится его сезонный характер. Спад посетителей приходится на период до и после Нового года, а также в летние месяцы.
Стрижка под мартышку. «Открыть парикмахерскую для зверей мне стоило около $10 тыс. вместе с мебелью, — рассказывает хозяйка груминг-центра Елена Травинская. — За два года все расходы окупились. При правильной организации дела прогореть просто невозможно, поскольку рынок еще не насыщен. А хозяев, желающих иметь ухоженную собаку или кошку, становится все больше».
Основные затраты владельцев звериной парикмахерской приходятся на арендную плату за помещение, его ремонт и закупку необходимого оборудования. В старейших салонах Москвы — «Черной собаке» и «Грейси» мастера приглашаются со своим инструментом и препаратами и получают процент от прибыли. Но эти салоны рассчитаны на клиента среднего класса, в то время как владельцы животных хотят все более эксклюзивных услуг. Рынок их развивается достаточно медленно.
Vip-заведения требуют серьезных затрат, и срок их окупаемости составит уже не два, а минимум три года. Затраты увеличивают сразу несколько факторов. «Наши работники получают стабильную зарплату независимо от количества клиентов, — рассказывает директор салона «Милорд» Денис Васильев. — Мы сами приобретаем инструмент, необходимые шампуни, лосьоны и прочие материалы, что, конечно, удорожает содержание салона. Однако цена на стандартные гигиенические процедуры — стрижку шерсти, когтей у нас всего на 15-20% выше средних по рынку». Элитность салона поддерживается за счет услуг, для питомцев вовсе не обязательных. Скажем, spa-процедур или окрашивания шерсти и ногтей.
Пик спроса на услуги парикмахерских приходится на весну, когда хозяева приводят в порядок крупных собак, летом очередь желающих сокращается до критических отметок. Поддерживают груминг-центры владельцы маленьких собачек, за которыми ухаживают круглый год.
Вторая шуба. Спрос на пошив одежды для собак постоянно растет и существующие компании с трудом успевают за ним. «Мы загружены заказами очень плотно, — говорит исполнительный директор предприятия «Тузик» Надежда Чебыхина, — а желающих организовывать производство мало. Это серьезные вложения в помещение, его приобретение и ремонт, в оборудование, которые не сразу окупаются». Нынешние лидеры рынка в среднем ценовом сегменте стартовали десять и более лет назад. «Но солидные вложения мы стали делать только начиная с прошлого года, — рассказывает Надежда Чебыхина. — Выкупили помещения под производственный цех в Ростове Великом площадью 170 кв. метров, а в этом году купили помещение на 500 кв. метров. Прошлогодние вложения — около $70 тыс. — уже окупились». В год «Тузик» продает около 10 тыс. комбинезонов, в зависимости от модели цена на них может колебаться от 200 рублей до 1500 тыс. и более.
Модный дом Светланы Абрамовой выпускает наряды для небольших собак. Хозяйка говорит, что ей не пришлось тратиться на закупку оборудования, так как три года назад она перепрофилировала свое производство женской одежды. По словам владелицы компании «Буги вуги шоп» Лады Плехановой, она вложила в открытие собственного дела сумму, равную «цене средней иномарки». Большая часть средств пошла на закупку материалов: натурального шелка, дизайнерских тканей, мехов, кожи. Вскоре к одежде добавились аксессуары: лежанки, диванчики, ошейники, заколки, сумки для переноски. Как уверяет Лада Плеханова, рентабельность ее производства составляет 20-30% годовых. Но за полтора года инвестиции в «Буги вуги шоп» не окупились, так как прибыль постоянно вкладывается в дело.
По словам участников рынка одежды для зверей, раньше бизнес был более привязан к сезону, который продолжался с августа по март. Сейчас сезонность менее выражена: все увеличивающейся армии комнатных собачек одежда требуется постоянно.
Люкс для Бобика. Гостиницы для животных — бизнес молодой. Первые заведения, где братьев наших меньших кормили, выгуливали и обследовали, появились около пяти лет назад. Специалисты отмечают, что зоо-отелей хорошего уровня на столичном рынке всего около десятка. В зависимости от количества номеров размер первоначальных инвестиций в гостиницу может составить $30-50 тыс. Причем, по мнению директора кинологического центра «Ордынцы» Юрия Калепина, открывать ее лучше на частной территории, чтобы не опасаться за судьбу своих трат на обустройство. «За четыре года наша гостиница еще не окупила себя, — утверждает Юрий Калепин. — Дополнительные вложения требуются постоянно: косметический ремонт, увеличение количества номеров. Зато теперь мы можем принять до ста животных одновременно». Чаще всего гостиницы располагают в ближайшем Подмосковье, где стоимость земли меньше. Только 40-местная гостиница «Ганхор» уже 11 лет арендует землю в черте города. «Кроме арендной платы, много тратим на модернизацию, — согласна с коллегой и директор гостиницы «Ганхор» Анна Мусницкая. — Для примера: 2 года назад меняли отопление и электропроводку, что вылилось в $10 тыс.».
Принимать на постой можно не только собак и кошек, но и кроликов. В «Ордынцах» говорят, что к ним пытались пристроить даже пингвина, однако птицу не взяли — ей не смогли создать подходящих условий для содержания. Отдельную проблему представляет известная «любовь» собак и кошек. В некоторых гостиницах звери видят друг друга и сильно нервничают. Поэтому некоторые заведения специализируются исключительно на кошках. Например, «Кэтс дрим отель» считает это своим основным конкурентным преимуществом.
А вот гостиница «Зоохутор» стала кошачьей по другой, весьма прозаичной причине — комплекс из 20 номеров расположен прямо на территории частного дома, и от кошек беспокойства для соседей гораздо меньше, чем от собак. «Структура бизнеса такова, — рассказывает владелец гостиницы для кошек «Зоохутор» Михаил Ильченко, — что выживают либо крупные комплексы вроде «Ордынцев», где есть ветклиника, дрессировочная площадка, или старые, как «Ганхор», либо мелкие гостиницы, как моя. Гостиницам среднего размера тяжелее, поскольку вложений они требуют серьезных, а окупаются долго. А услуга еще не настолько востребована, соответственно в доходах нет никакой стабильности». О нестабильности бизнеса говорит и Юрий Калепин: «В период отпусков и детских каникул наша заполняемость может достигать 95%, а в другое время — значительно меньше. В месяц наша гостиница в среднем приносит $10 тыс.».
Зверь-шоу. Животные, как и люди, могут делать карьеру, например топ-модели или спортсмена. Собаку как талисман нынешнего года по китайскому календарю хотели видеть у себя на вечеринках многие столичные компании, и рынок отреагировал на спрос. «Мы предлагаем нашим клиентам далматинцев-моделей, которых приглашаем из питомника в сопровождении кинолога, — рассказывает менеджер модельного агентства «Микс» Дина Петрова. — Особенно много заказов было до и после Нового года, но и сейчас услуга востребована». Выезд трех-четырех далматинцев на мероприятие продолжительностью три-четыре часа стоит $150, а участие собак в съемках клипа на протяжении 4-6 часов — $400.
Спортивная карьера тоже не закрыта для животного. Уже в третий раз прошла в Москве поросячья олимпиада, организованная Федерацией спортивного свиноводства. «Проведение такого мероприятия, включая подготовку олимпийцев, стоило нам около $20 тыс., — рассказывает один из устроителей олимпиады генеральный директор Союза предприятий зообизнеса Татьяна Колчанова. — У каждого из 12 спортсменов был свой владелец, который заплатил за питомца и его подготовку. Сами поросята обошлись хозяевам (большинство из них предприниматели) достаточно дешево — от 120 рублей за килограмм живого веса, а большая часть их взносов идет на подготовку поросят: тренировки, сеансы массажа, услуги врача, зоопсихолога, а он необходим, поскольку животные по-разному переносят стресс». Желающих участвовать в следующей олимпиаде уже немало.
Журнал «Финанс.» №25 (162) 3 – 9 июля 2006 — Личные деньги
Людмила Милевская
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.