Перейти на МСФО

Курс на прозрачность. Впервые задача перехода на МСФО была поставлена в 1998 году, в связи с чем правительство утвердило Программу реформирования бухгалтерского учета. Для ее выполнения в период 1998-2003 годов провели ряд мероприятий по сближению российской системы бухгалтерского учета (РСБУ) с МСФО. Так, Минфин и Центробанк приняли ряд нормативных документов в области бухгалтерского учета, которые отражают некоторые положения международных стандартов: изменения коснулись целого ряда различных вопросов ведения бухгалтерского учета и подготовки отчетности. Например, существующие формы отчетности стали рекомендательными, а не обязательными, предприятия получили право выбора учетной политики по таким позициям, как начисление амортизации, учет затрат на обслуживание кредитов и займов, определение методов оценки и выбытия материально-производственных запасов.

Леонид Шнейдман, директор департамента регулирования госфинконтроля, аудиторской деятельности и бухучета Минфина, в середине июля этого года сообщил, что к 2010 году завершится поэтапный перевод российских предприятий на использование МСФО. Такой план действий содержит подписанная министром финансов Алексеем Кудриным концепция развития бухучета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу. По его словам, «документ направлен на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и облегчение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям». «К 2010 году вся консолидированная отчетность должна составляться по МСФО, включая те компании, которые до этого составляли ее по другим международно признанным стандартам», — сообщил Леонид Шнейдман.

Что такое МСФО. В международной практике бухучета используют две системы: европейские стандарты IAS (International Accounting Standards) и американские стандарты GAAP (Generally Accepted Accounting Principles). В России при внедрении МСФО за основу взяли именно IAS. Несмотря на их схожесть, ставить знак равенства между IAS и GAAP нельзя, так как различия все-таки существуют. Европейские стандарты являются принципами составления отчетности, а у американцев это правила ведения бухучета. Совет по стандартам финансовой отчетности США (FASB) заявил о постепенном сближении GAAP с IAS, а к 2007 году и о полном переходе на единый стандарт.

Стандарты IAS не устанавливают конкретных правил, как вести себя в той или иной ситуации, они обозначают направление работы. Существует несколько альтернативных вариантов решений одних и тех же вопросов, и бухгалтер должен сделать выбор на основе своего профессионального суждения. Именно это является основным отличием европейских стандартов от отечественных Правил бухгалтерского учета (ПБУ). В России все действия в бухучете строго регламентированы. Главная цель, которую зачастую ставят перед собой бухгалтеры, — заплатить поменьше налогов. МСФО декларируют предоставление достоверной информации о деятельности организации. А средства, которые помогут достичь этих целей, компания выбирает самостоятельно.

Фактически тексты отечественных стандартов, которые описаны в ПБУ, очень похожи на международные стандарты, поскольку писались на их основе. Просто МСФО требуют раскрывать в отчетности все известные факты, влияющие на деятельность компании, например инфляцию. Как рассказал «Ф.» Юрий Васильев, генеральный директор консалтинговой группы «Аюдар», правила российского бухучета, в отличие от налогового, приближены к международным стандартам. В налоговом учете пока МСФО соответствует только налог на прибыль. Кроме того, РСБУ малоинформативна и для внешних пользователей необходимо получать дополнительную информацию. А отчетность, составленная по международным стандартам, более понятна широкому кругу пользователей.

Переход не без проблем. Несмотря на то что уже указаны сроки перехода на МСФО, до сих пор непонятно, как это будет происходить. И пока не определено, как будут воспринимать новую отчетность в налоговых инспекциях, заменит она российскую или будет существовать параллельно.

Согласно решению чиновников, первыми на МСФО перейдут банки — в этом году. Однако перед ними стоит проблема: отсутствие официального перевода текста стандартов. ЦБ РФ получил согласие Комитета международных стандартов финансовой отчетности на продажу ему необходимого количества экземпляров сертифицированного перевода МСФО на русский язык. Как первоначально сообщал комитет, официальный перевод практически готов, и ЦБ должен был получить его в середине 2004 года. Однако этого не произошло до сих пор, и конкретную дату сейчас никто назвать не может. После получения необходимого количества экземпляров текста на русском языке они будут отправлены в кредитные организации.

В результате банковская бухгалтерия пользуется либо англоязычной версией, либо русскоязычными пиратскими переводами. Ясно, что в том и другом вариантах возникают проблемы с «разноголосицей». Тем более что банкам дали возможность трактовать некоторые положения достаточно свободно.

Ряд проблем возник при определении схемы перехода на МСФО некредитных организаций. У чиновников появились разногласия по поводу того, кто будет регулировать бухучет. Минфин хочет оставить за собой права на редактирование форм отчетности и управлять процессом перехода на международные стандарты. В Минэкономразвития имеют противоположную точку зрения. Как говорит Андрей Шаронов, замминистра экономического развития и торговли, сейчас чиновники заняты подготовкой законопроектов, обеспечивающих передачу избыточных функций госрегулирования саморегулируемым организациям.

Другой проблемой, которая возникла при переходе, стала нехватка квалифицированных специалистов. Как рассказал «Ф.» Дмитрий Павлов, генеральный директор аудиторской фирмы «Бизнес-аудит», этот вопрос является основным при переходе на МСФО, поскольку не хватает ни бухгалтеров, ни аудиторов, а их обучение стоит дорого. Аналогичного мнения придерживается и Лилия Хлунова, главный бухгалтер КБ «Русславбанк». Однако, по ее мнению, не менее важным является подготовка пользователей отчетности, в первую очередь акционеров и руководителей банков, от которых для понимания отчетности требуются не только специальные экономические знания, но и элементарный навык использования отчетной информации для корпоративного управления. Причем в ближайшее время банки будут обязаны составлять отчетность по международным стандартам, хотя некоторые совсем в этом не нуждаются и для них это будет лишь необходимой формальностью.

Сроки определены. В соответствии с инструкцией Центробанка кредитные организации должны будут предоставить первый промежуточный отчет по МСФО за период, оканчивающийся 30 сентября 2004 года, а далее и годовой за текущий год. Отчетность, которая будет предоставляться в Центробанк, носит исключительно ознакомительный характер, поэтому даже необязательна для публикации, что значительно снижает ее информационную ценность.

На первом этапе отчетность по МСФО будет составляться банками методом трансформации. То есть это означает, что множество финансовых позиций все еще будут сильно различаться. Поэтому правильнее говорить не о качественном переходе, а о превращении российской отчетности в форму, в большей степени сходную с международной.

После банков переходить на международные стандарты будут обязаны организации, ценные бумаги которых торгуются на бирже, и профучастники фондового рынка, а также государственные унитарные предприятия и страховые компании. Этот этап планируется завершить к 2007 году. К 2010 году переход должны осуществить все остальные. Кроме того, может появиться специальный стандарт в комплексе МСФО, касающийся малого и среднего бизнеса. А в процессе перехода организации будут вести одновременно учет и по российским стандартам, которые постепенно станут приближенными к МСФО.

Дорогое удовольствие. Высокий спрос на квалифицированные кадры в области МСФО привел к открытию множества обучающих центров. В конце сентября начнет работу Академия международного учета, учредителями которой стали Торгово-промышленная палата РФ, ассоциация бухгалтеров и аудиторов «Содружество», аудиторско-консалтинговая группа «РСМ Топ-Аудит» и Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт. Помимо образовательных целей предполагается, что академия будет помогать в разработке нормативных актов, необходимых для перехода на МСФО. Ценовая политика еще не определена, но, как пообещал Анатолий Шеремет, президент ассоциации бухгалтеров и аудиторов «Содружество», цены будут «адекватными», так как академия — некоммерческая организация.

Существует еще ряд образовательных учреждений, созданных международными аудиторскими компаниями. Анна Журавлева, старший преподаватель «Академии Делойт» аудиторской компании «Делойт и Туш СНГ», сообщила «Ф.», что обучение одного сотрудника обходится от $2 тыс. до $5 тыс. в зависимости от уровня знаний и выбранной формы обучения. Эта сумма может быть и больше, если сотруднику требуется прохождение всех семинаров (см. таблицу), плюс к этому придется проходить ежегодное переобучение, «апдейт», стоимостью $350. Причем если за год в международных стандартах произошли серьезные изменения, стоимость может возрасти: дело осложняет то, что эти стандарты постоянно меняются. Анатолий Шеремет уверяет: трудно не стать специалистом, а оставаться им.

Обычно организации отправляют учиться группы по 15-20 человек. Если средств у фирмы недостаточно, то посылают 1-3 человек, в основном это финансовые директора и главные бухгалтеры. А уже они и объясняют остальным сотрудникам, как составлять отчетность по новым правилам.

Как рассказала «Ф.» Ольга Булатова, директор Центра профессионального обучения компании «Эрнст энд Янг» в СНГ, обучение — только первый шаг к тому, чтобы переквалифицировать российского бухгалтера, ориентированного на «правильность учета с точки зрения налоговых органов», в бухгалтера, ведущего учет по МСФО, ориентированного на предоставление информации акционерам. В дальнейшем потребуются дополнительные инвестиции, чтобы быть в курсе мировых тенденций в области учета и отчетности, а также на более детальном уровне осваивать учет отдельных статей. Например, об отложенных налогах, или консолидации финансовой отчетности, или проведении финансового анализа отчетности, чтобы быть не просто бухгалтером, а консультантом для руководителя компании в области экономики и финансов.

Ради сокращения расходов на обучение компании и банки стремятся найти уже готовых специалистов. Однако консультант, имеющий сертификат МСФО, сейчас на рынке труда в большом дефиците. В результате некоторые предпочитают обращаться к услугам аудиторских фирм для трансформации отчетности в МСФО. По словам генерального директора «Внешгенаудита» Георгия Папунашвили, эта услуга обходится компании в $5-40 тыс. в зависимости от сложности и объема работ. Изменение отчетности организаций в соответствующую международным стандартам тоже будет стоить дорого. Естественно, далеко не все заинтересованы в этом, так как небольшим компаниям не всегда важно повышение прозрачности для привлечения дополнительных средств. Но пока предполагается, что переходить на МСФО их обяжут к 2010 году, а к этому времени все может измениться. Тем более что чиновники еще сомневаются, обязать малые предприятия составлять финансовую отчетность по международным стандартам или нет.

Журнал «Финанс.» № 32 (73) 30 августа — 5 сентября 2004 — Опыт
Алексей Попов

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.