Еще год назад конференции на тему частно-государственного партнерства (ЧГП) в России состояли главным образом из докладов иностранцев. Они вещали об уже реализованных ими в разных уголках планеты проектах. Начинались все выступления с объяснения базовой терминологии. Но с тех пор ситуация кардинально изменилась. Как показала состоявшаяся на прошлой неделе конференция «Финансовые и правовые механизмы государственно-частного партнерства в России», теперь главная головная боль и правительства, и бизнесменов – возникающие в результате совместного сотрудничества риски.
Российский бизнес готовит уже 200 проектов с участием государства. 12 из них, согласно экспертным оценкам, вызвали заинтересованность и по сути получили одобрение госведомств. «И государство, и частный сектор поняли, что инвестиции, например, в инфраструктурные объекты самостоятельно они осуществить не могут», – заявил советник министра Минэкономразвития Юрий Любимов. Рынок перешел от дискуссии о новой форме проектного финансирования к обсуждению практических вопросов.
Пробелы в инвестиционных соглашениях и отсутствие судебной практики по решению спорных вопросов могут сделать любой проект ЧГП нежизнеспособным, считает управляющий партнер адвокатского бюро Vegas Lex Альберт Еганян. Он выделяет три краеугольных камня альянсов с государством еще на первых стадиях, предшествующих началу создания партнерского бизнеса: земля, проектно-сметная документация, а также арбитражные вопросы.
Юристы отмечают, что в соглашениях с Инвестфондом России не прописываются до конца обязанности участников ЧГП, а чтобы поменять уже зафиксированные в документе данные нужно вновь пройти процедуру принятия документа правительственной комиссией. «Сами понимаете, насколько быстро это можно сделать», – говорит Альберт Еганян. Эксперт также советует учитывать, что число участников инвестиционного соглашения на практике обычно оказывается шире оговоренного документально. Скажем, в документе могут быть указаны 2–5 «явных» федеральных агентств, но всегда будут и «скрытые» – ФАС, ФНС, Росприродназдор и т. д.
Помимо инвестиционного соглашения ударить по всему проекту могут и законодательно закрепленные при ЧГП принципы работы с проектной документацией: представитель бизнеса оказывается фактически «выключенным» из процесса подготовки проекта, а госзаказчик ответственности за ошибки не несет. «Если государственный партнер – читай застройщик – выходит за оговоренный ранее лимит, Инвестфонд не увеличит объем выделенных средств, а сможет ли это сделать представитель бизнеса – тоже неясно», – подмечает представитель Vegas Lex.
«В нашей практике был случай, когда с началом строительства крупной дороги цены на щебень взлетели поэтапно в 10–15 и даже 50 раз, пришлось завозить его из Финляндии. Сейчас думаем над созданием специальной строительной биржи, которая позволит исключать необоснованные изменения стоимости материалов», – рассказывает директор департамента развития инфраструктуры и инвестиций Министерства транспорта Юлия Зворыкина.
Каждый из перечисленных факторов может «завалить» любой проект, но клубок земельных проблем оказывается еще более запутанным. Например, уже известны случаи, когда после того, как ЧГП заявляло о заинтересованности в строительстве проекта, некие предприимчивые граждане совершали скупку участков и тем самым взвинчивали цену земли в 11 раз.
«После прочтения соглашений с Инвестфондом зачастую складывается впечатление, что проекты будут существовать в вакуумном пространстве», – отмечает Альберт Еганян. По его словам, законодательство не предусматривает и перевод участков в промышленную категорию. «Государство словно предполагает, что это легко сделать в одночасье, тогда как на практике этот процесс может занять до полугода и сбить всю схему», – продолжает эксперт.
Если между участниками партнерства возникают какие-либо споры, их сегодня крайне сложно решить в судебном порядке – национальный арбитраж не имеет соответствующей практики. Именно поэтому юристы советуют заранее исключить все неоднозначные моменты. По мнению помощника руководителя администрации президента Екатерины Поповой, по крайней мере, при концессионных соглашениях (предполагают уступку прав со стороны государства другим участникам договора) защитить от возникновения таких споров может контракт. С необходимостью дополнительных документов соглашается и юрист PricewaterhouseCoopers Ольга Полещук. «В рамках концессионного соглашения существующие нормы практически все риски переносят на частного инвестора, поэтому необходимы факультативные договоры, например, аренды», – говорит эксперт.
1
2;
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
1 Сергей Лыков, и.о. члена правления Внешэкономбанка 2 Алексей Тернавский, руководитель ГУ Краснодарского края «Центр стратегических разработок» 3 Екатерина Попова, помощник руководителя Администрации Президента 4 Максим Быстров, замруководителя Федерального агентства по управлению ОЭЗ 5 Владимир Карпунин, менеджер отдела корпоративных финансов КПМГ 6 Александр Мурычев, первый исполнительный вице-президент РС ПП 7 Ольга Полещук, юрист PricewaterhouseCoopers 8 Наталья Ханженкова, замруководителя бизнес-группы по России ЕБР 9 Александр Баженов, первый вице-президент Евразийского водного партнерства 10 Олег Шахов, генеральный директор ФГУ «Дороги России» 11 Вячеслав Кичатов, директор «Грант Торнтон» 12 Юрий Любимов, советник министра Минэкономразвития 13 Максим Соколов, председатель Комитета по инвестициям правительства Санкт-Петербурга 14 Станислав Наумов, директор департамента экономического анализа и перспективного планирования Минпромэнерго 15 Анатолий Аксаков, президент ассоциации «Россия» 16 Альберт Еганян, управляющий партнер юридической компании «Вегас Лекс»17 Ольга Ревзина, партнер «Гид Луарэт Нуэль» 18 Юлия Викторовна Зворыкина, директор Департамента развития инфраструктуры и инвестиций, Министерство транспорта РФ19 Григорий Марченко, директор «Эксперт РА»
Журнал «Финанс.» №24 (210) 25 июня — 01 июля 2007 — Экономика
Марина Божко
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.