Игорный бизнес?

Сегодня в России игорный бизнес вообще не регулируется федеральным законодательством. Но центр, похоже, всерьез настроен на то, чтобы установить правила игры на рынке. Во-первых, определить число игровых заведений; во-вторых, создать правила их размещения; в-третьих, ограничить полномочия муниципальных властей, то повышающих налоги в сфере азартных игр, то вообще закрывающих все игорные заведения в регионах.

В марте Госдума приняла в первом чтении закон «О госрегулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и пари». После отпуска депутаты получат предложения от Минфина. Они готовы, но пока в ведомстве Алексея Кудрина детали не раскрывают. «Могу только сказать, что планируется в два раза увеличить налоги и урегулировать деятельность интернет-казино», — сообщила «Ф.» заместитель начальника отдела департамента налоговой и тарифно-таможенной политики Минфина Надежда Гаврилова. Не исключено, что закон думцы окончательно примут осенью.

В проекте же закона речь идет о том, что в стране квотируется количество казино и залов игровых автоматов. Игорные заведения должны будут укрупниться: минимальная площадь игрового зала казино достигнет 800 кв. метров (10 игровых столов), зала игровых автоматов — 100 кв. метров. Будет действовать запрет на размещение подобных заведений в домах, школах, больницах, на вокзалах, в аэропортах, магазинах. Доступ к азартным играм де-юре закроют лицам младше 18 лет.

Резервации. Остается открытым вопрос о переселении игорного бизнеса в резервации. Сегодня на материализации идеи «Русского Лас-Вегаса» настаивают представители Общественной палаты. Их подогревают родственники игроманов — людей, которые проигрывают все личные деньги. Но операторы рынка азартных игр идею всерьез не воспринимают, называя обычным политическим заявлением. «В Общественной палате не знают, как это осуществить. Где будет эта резервация, кому там будет принадлежать земля? Что скажут участники рынка и игроки, которым придется ехать за тридевять земель?» — вопрошает вице-президент Ассоциации деятелей игорного бизнеса (АДИБ) Евгений Ковтун.

Но даже если механизм выселения будет продуман, операторы рынка уверены, что спрос на азартные игры в городах полностью не исчезнет. В качестве аргумента они приводят западный опыт. Например, в США конца 40-х — начала 50-х годов прошлого века игорный бизнес был разрешен только в штате Невада. Но во всех крупных городах работали нелегальные букмекерские конторы, тотализаторы и карточные столы, контролируемые мафией. Полученные деньги потом «отмывали» в игорных заведениях Невады, созданных этими же криминальными структурами. Сегодня в Америке казино и игровые автоматы разрешены в 38 штатах, и география их распространения все время расширяется. По обороту игорного бизнеса на протяжении многих лет уверенно лидирует Невада с Лас-Вегасом ($11.6 млрд), на втором месте Калифорния ($7,2 млрд), на третьем — Нью-Джерси с городом-казино Атлантик-Сити ($5 млрд).

В Китае азартные игры тоже вне закона, зато работает более миллиона нелегальных игровых автоматов. В Турции игорный бизнес запрещен, однако в стране насчитывается масса подпольных казино. В Иране организация азартных игр карается смертной казнью. Находчивые жители Востока играют на деньги в нарды, кости и ма-джонг.

Впрочем, в России люди плохо относятся к перспективе игры в нелегальных заведениях. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, для 70% посетителей казино и залов игровых автоматов важно, чтобы клуб, в который они пришли, работал легально. После введения квот и возможного ухода некоторых компаний в тень, только 25% опрошенных продолжат ходить в подпольные игровые салоны.

Рынок России. Сегодня, по скромным экспертным оценкам, общий оборот игорного бизнеса в России составляет порядка $6 млрд в год. Из этих средств налоговые отчисления операторов рынка оцениваются в $800 млн, а совокупная прибыль в $2-2,5 млрд.

По данным Российской ассоциации развития игорного бизнеса (РАРИБ), за одно посещение казино 1,3% москвичей тратят более 5 тыс. рублей. 10,1% жителей столицы в магазинах и кафе скармливают игровому автомату за один подход до 500 рублей. 3% — до 5 тыс. 0,1% — до 10 тыс. рублей.

Всего в стране 400 тыс. игровых автоматов, из которых 60 тыс. находятся в Москве. Ежемесячно за один автомат бизнесмены платят в казну по 7,5 тыс. рублей, за стол — 125 тыс. рублей.

Муниципальные власти, не видящие другого способа борьбы с засильем игровых автоматов, принимают постановления о повышении налогов. Например, Волгоградская дума собирается повысить ставки налогообложения игорных автоматов до 37,5 тыс. рублей. «Очень хороший автомат отечественного производства дает без учета расходов порядка 25 тыс. рублей в месяц, — рассказывает Евгений Ковтун из АДИБ. — Если налог будет слишком высок, платить его будет невыгодно. Бизнес уйдет в подполье. Тогда норма прибыли увеличится, отчисления уменьшатся. Так уже было, только с алкоголем во времена «сухого» закона»».

«Мы в принципе согласны на разумное увеличение налогового пресса, если налог будут платить все. Потому что, если он будет слишком велик, мелкие компании могут уйти в подполье или начать вилять, стараясь не учесть часть налогооблагаемого оборудования.», — отмечает Лаврентий Губин, пресс-секретарь игорного холдинга Storm International B.V., включающего в себя в том числе сеть «Супер Слот».

В отсутствии закона игорный бизнес занял выжидательную позицию. Лицензии государство не выдает. Правда, их можно купить на вторичном рынке у предпринимателей-первопроходцев, решивших сменить вид деятельности, или у шустрых юристов-посредников. Интернет пестреет подобными объявлениями. Цена — до $15 тыс. Но инвестировать в этот бизнес без четкого понимания перспектив отрасли смысла нет.

Срок действия лицензий истекает летом 2007 года. Если второе чтение закона отложат на весну, перелицензировать многих крупных операторов рынка не успеют. В такой ситуации уже оказались производители игровых автоматов, которым аннулировали лицензии еще 15 июля 2005 года, а новые так и не выдали. «В результате мы полностью приостановили производство игровых автоматов и начали выпускать платежные терминалы», — рассказывает директор юридического департамента компании «Уникум» Антон Коломин.

Впрочем, владельцы казино и игровых залов уверены: для принятия закона нужна политическая воля. «Наш вид деятельности «пограничный». Игорный бизнес, как табак, алкоголь, — политическая карта, кукла, которую достают из сундука, трясут ею накануне выборов и говорят: мы наведем в этой отрасли порядок», — отмечает Евгений Ковтун.

Похоже, на этот раз куклу серьезно потреплют.

Журнал «Финанс.» № 33 (170) 28 августа — 3 сентября 2006 — Экономика
Марина Брикимова

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.