Выставка, открывшаяся в корпусе Бенуа Русского музея под лаконичным заголовком «Зинаида Серебрякова. Обнаженные», четко поделена на две части. Восемь монументальных панно, созданных художницей в 1937-м по заказу бельгийского барона де Броуэра для его виллы близ Монса и никогда в России не экспонировавшихся. В качестве главной зрительской приманки. И «остальные» «ню» из отечественных музеев и частных собраний. Написанные по большей части до отъезда в Париж в 1924-м, когда началась для Зинаиды Серебряковой во всех смыслах другая эпоха. До этого была жизнь большую часть года в родовом имении Нескучное Курской губернии, большая, дружная, щедро талантливая семья, счастливое замужество, рождение четверых детей, известность, пришедшая после первого же публичного показа в Петербурге. Уютный XIX век. После – в сорок лет все сначала, без умершего мужа и двоих детей, которые не смогли эмигрировать, бездомность, бедность, когда «картошка, хлеб и снова картошка», писание портретов на заказ, нечастые выставки русского искусства по миру.
В 1928-м Зинаида Серебрякова познакомилась с бельгийским предпринимателем и меценатом, получившим баронский титул за «хозяйственные достижения». Де Броуэра впечатлили полотна русской художницы, он спонсировал две ее поездки в Марокко, где она работала много и молниеносно, стараясь запечатлеть стыдливых «туземок», а затем заказал серию панно в стиле арт-деко для своей строящейся виллы на границе с Францией. Это была новая для Серебряковой монументальная живопись. Вроде бы тоже обнаженные девушки – сквозная тема всего ее творчества – но совсем другие. Аллегорические. Восемь фигур юных женщин, сильных, крупно-грациозных (моделью была дочь Катя) в тихих, безмятежных, серо-охровых тонах. Четыре «лежащие нимфы» олицетворяют «места обитания» барона и его предков – Фландрию, Марокко, Индию и Патагонию. Четыре вертикальные отсылают к жизнедеятельности мецената, изображая правосудие, цветоводство, искусство и свет, как символ газовых заводов бельгийца.
Во время второй мировой близ Монса шли ожесточенные бои, и Зинаида Серебрякова была уверена, что вилла разбомблена и полотна погибли. Но недавно они были найдены владельцем московской галереи «Триумф» Емельяном Захаровым в более чем плачевном состоянии, попорченные плесенью, изъеденные крысами. Немало времени понадобилось на то, чтобы договориться с 84-летней наследницей барона и ее адвокатом-ровесником о продаже панно и найти инвестора – им стал бизнесмен Дмитрий Босов. И хотя сумма сделки не разглашается, очевидно, что речь шла не об одном миллионе долларов. Так как на международных аукционах цены на живописные полотна Серебряковой варьируются от $500 тыс. до $1,4 млн. Именно за столько была продана в 2006-м «Спящая обнаженная», первоначально оцененная в $300–400 тыс. Емельян Захаров поделился с «Ф.» надеждой, что после выставки панно найдут покупателей в России. В противном случае их отправят обратно в Европу, где они будут ждать новых владельцев.
Как бы дальше ни развивались события, сейчас можно сказать одно: выставка получилась. Настолько, что ради нее стоит купить билет на поезд и поехать в Питер. И она прекрасна в этой своей «двойственности». Потому что есть возможность сравнивать раннюю – камерную, гармоничную, цельную, очень солнечную, жизнелюбивую – живопись Зинаиды Серебряковой с поздней. Аскетичной, благородно-строгой, виртуозно исполненной, печально-холодноватой.До 28 ноября 2007
Журнал «Финанс.» №40 (226) 22 октября — 28 октября 2007 — Искусство
Маргарита Удовиченко
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.