Эльдар Рязанов возвращается к Чарли Чаплину

Режиссер не случайно вспомнил о Чарли Чаплине на пресс-конференции, посвященной выходу в прокат комедии “Ключ от спальни”. В последнее время в России не снимают “милых пустяков”, где герои неловко падают, смешно дерутся и искренне влюбляются. Эльдар Рязанов снял именно такую картину. “Это моя инстинктивная реакция на тот ужас, который я вижу у нас на экране. Реакция немолодого уже человека, который не хочет опускаться в помойную яму”, – говорит режиссер.

Все началось с проекта постановки спектакля в Театре сатиры: Эльдар Александрович искал любопытный материал и вспомнил имя французского драматурга Жоржа Фейдо. Его пьесы оказались слабыми: почти во всех речь идет об обманутом муже. Один водевиль – “Ключ от спальни” – все же заинтересовал режиссера: “Я подумал, что это можно было бы поставить, но уж больно мелко – слабая, в общем-то, пьеса, хотя в сюжете что-то было смешное и симпатичное. Я понял, что дебютировать в театре с таким пустяком нельзя”.

Рязанову пришла в голову мысль добавить к тексту Фейдо “земных примет”. Герои получили профессии – отставной артиллерист, профессор-орнитолог и поэт-декадент и место жительства – Россия начала века. Так появился сценарий фильма, который во время съемок постоянно изменялся.

Пять утра. Аглая Никитична Чугуева (Евгения Крюкова) ночует на квартире любовника-фабриканта (Николай Фоменко). До того как сюда наведается муж Чугуевой, отставной артиллерист (Владимир Симонов), в квартиру по ошибке попадает пьяный поэт-декадент Иваницкий (Сергей Маковецкий), который живет двумя этажами выше. Чугуева бегает в панталонах, фабрикант взбешен, а Иваницкий ни о чем не жалеет. Дверь квартиры заперта, ключ выброшен, так что все трое вынуждены ждать, пока приедет полиция. В “нехорошую” квартиру также заходит профессор-орнитолог Марусин (Сергей Безруков), тайно влюбленный в Чугуеву. Муж и тайный воздыхатель вызывают фабриканта на дуэль.

Эльдар Александрович рассказывает, что, когда писал сценарий, “напитывался эстетикой и стилистикой Серебряного века” – читал книги “сатириконцев” (Аверченко, Дымова, Тэффи), Ахматову, Гумилева, Блока. В фильме в исполнении Сергея Маковецкого звучат два романса на стихи Александра Блока, музыку к которым написал Андрей Петров. Некоторые кадры стилизованы под немое кино начала века: на черном фоне появляются фразы, набранные старым шрифтом. Вообще, вся картина оставляет впечатление, как выразился сам режиссер, “стилизованной элегантности”. Актеры изображают характеры немого кино: Евгения Крюкова – женщину-вамп, Сергей Маковецкий – денди-кокаиниста, Сергей Безруков – неловкого недотепу.

Половина отснятых эпизодов в картину не вошла. Среди них – эпизод с Шаляпиным, который поет арию “Люди гибнут за металл” для героини Евгении Крюковой. “Драматургия достаточно однозначна, она не тянет на серии, поэтому много хорошего материала пришлось выбросить”, – говорит режиссер.

Журнал «Финанс.» № 4 (24-30 марта 2003) – Личное
Ольга Варенцова

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.