Режиссер не случайно вспомнил о Чарли Чаплине на пресс-конференции, посвященной выходу в прокат комедии «Ключ от спальни». В последнее время в России не снимают «милых пустяков», где герои неловко падают, смешно дерутся и искренне влюбляются. Эльдар Рязанов снял именно такую картину. «Это моя инстинктивная реакция на тот ужас, который я вижу у нас на экране. Реакция немолодого уже человека, который не хочет опускаться в помойную яму», — говорит режиссер.
Все началось с проекта постановки спектакля в Театре сатиры: Эльдар Александрович искал любопытный материал и вспомнил имя французского драматурга Жоржа Фейдо. Его пьесы оказались слабыми: почти во всех речь идет об обманутом муже. Один водевиль — «Ключ от спальни» — все же заинтересовал режиссера: «Я подумал, что это можно было бы поставить, но уж больно мелко — слабая, в общем-то, пьеса, хотя в сюжете что-то было смешное и симпатичное. Я понял, что дебютировать в театре с таким пустяком нельзя».
Рязанову пришла в голову мысль добавить к тексту Фейдо «земных примет». Герои получили профессии — отставной артиллерист, профессор-орнитолог и поэт-декадент и место жительства — Россия начала века. Так появился сценарий фильма, который во время съемок постоянно изменялся.
Пять утра. Аглая Никитична Чугуева (Евгения Крюкова) ночует на квартире любовника-фабриканта (Николай Фоменко). До того как сюда наведается муж Чугуевой, отставной артиллерист (Владимир Симонов), в квартиру по ошибке попадает пьяный поэт-декадент Иваницкий (Сергей Маковецкий), который живет двумя этажами выше. Чугуева бегает в панталонах, фабрикант взбешен, а Иваницкий ни о чем не жалеет. Дверь квартиры заперта, ключ выброшен, так что все трое вынуждены ждать, пока приедет полиция. В «нехорошую» квартиру также заходит профессор-орнитолог Марусин (Сергей Безруков), тайно влюбленный в Чугуеву. Муж и тайный воздыхатель вызывают фабриканта на дуэль.
Эльдар Александрович рассказывает, что, когда писал сценарий, «напитывался эстетикой и стилистикой Серебряного века» — читал книги «сатириконцев» (Аверченко, Дымова, Тэффи), Ахматову, Гумилева, Блока. В фильме в исполнении Сергея Маковецкого звучат два романса на стихи Александра Блока, музыку к которым написал Андрей Петров. Некоторые кадры стилизованы под немое кино начала века: на черном фоне появляются фразы, набранные старым шрифтом. Вообще, вся картина оставляет впечатление, как выразился сам режиссер, «стилизованной элегантности». Актеры изображают характеры немого кино: Евгения Крюкова — женщину-вамп, Сергей Маковецкий — денди-кокаиниста, Сергей Безруков — неловкого недотепу.
Половина отснятых эпизодов в картину не вошла. Среди них — эпизод с Шаляпиным, который поет арию «Люди гибнут за металл» для героини Евгении Крюковой. «Драматургия достаточно однозначна, она не тянет на серии, поэтому много хорошего материала пришлось выбросить», — говорит режиссер.
Журнал «Финанс.» № 4 (24-30 марта 2003) — Личное
Ольга Варенцова
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.