Самым ярким примером того, как можно зарабатывать большие прибыли на территории площадью 1/6 часть суши, является опыт пивоваренных компаний и табачников. В России, как известно, курили много, а продолжают курить еще больше. В то время, когда во всем цивилизованном мире борются против этой вредной привычки, у нас единственной защитой, ограждающей потенциального курильщика от пагубного пристрастия, является надпись «Минздрав предупреждаетѕ». Естественно, табачные концерны не могли не воспользоваться данной ситуацией и скупили всю табачную отрасль. А результат говорит сам за себя. Например, у «Филип Моррис Ижора» чистая рентабельность составляет 29,5% при выручке в 28,4 млрд рублей.
В отличие от табачников иностранные пивоваренные концерны фактически создали спрос на собственный продукт, сделав его модным товаром в среде молодежи. Массированная реклама привела к тому, что население России «стало ходить за «Клинским»», а не за водкой. Иностранные пивовары вошли во вкус и стали присматриваться к немногочисленным независимым российским производителям, акционеры которых удачно воспользовались начавшейся консолидацией и продали свои активы на пике стоимости. Повезло не всем. Совладельцы «Красного востока» затянули с выбором покупателя, и итоговая цифра сделки оказалась в два раза меньше той величины, на которую они могли бы рассчитывать годом ранее. А «Очаково», оставшееся единственным крупным отечественным производителем пива, держит «круговую оборону» и пытается работать на смежных рынках. У предприятия чистая прибыль в 2005 году равнялась 184 млн рублей, а у лидера российской пивоваренной промышленности — «Балтики» — 6,7 млрд рублей.
Если пивной рынок консолидирован, то розничную торговлю можно охарактеризовать веским словом «целина». Хотя Москва и Санкт-Петербург уже похожи на «хорошо обработанную пашню», где найдется место не для каждого. Тем не менее даже сами розничные компании утверждают, что на рынке пока можно работать спокойно, так как настоящая конкуренция еще не началась.
А лет пять назад в деловых СМИ регулярно выходили материалы о том, что вот-вот в Россию придут западные торговые сети, которые в порошок сотрут местную розницу. Но местный бизнес легко пережил «удар по ценам» от Auchan, да и приход Metro не вызвал сильной нервной реакции. Пока эти две иностранные компании наравне с российскими сетями участвуют в разделе «пирога», другие зарубежные фирмы должны решать, что им делать. Вариантов всего два: либо выходить на рынок и покупать долю, либо отказываться от экспансии в Россию. Если они выберут первое, то затраты на сделку могут составить от $1 млрд, так как розничные сети очень высоко оцениваются инвесторами. Года три назад «входной билет» на российский рынок обошелся бы на порядок дешевле.
Аналогично развивается ситуация и в банковском секторе, где среди крупных игроков присутствуют только три иностранные «дочки» — Международный московский банк, «Райффайзенбанк Австрия» и Ситибанк, которые уже достаточно давно ведут бизнес на российском рынке. Что остается зарубежным финансистам? Либо покупать банк из топ-50 кредитных организаций России (желательно с более или менее развитой филиальной сетью), либо ограничиться приобретением небольшого банка и дальше его развивать, на что потребуются как деньги, так и время. И не факт, что построенный бизнес будет очень успешным. Реклама «Хоум кредит энд финанс банка» (ХКФБ) при его выходе на российский рынок сделала свое дело — в кредитную организацию потянулись клиенты. Но банк «Русский стандарт», основной конкурент ХКФБ, по-прежнему на один шаг впереди.
И в заключение необходимо остановиться на автомобильной промышленности. Если присмотреться к финансовым показателям «Форд мотор компани» (в 2005 году чистый убыток компании составил 60 млн рублей, годом ранее доход равнялся 332 млн рублей), то следует задать вполне резонный вопрос: куда же делись обещанные «золотые горы». И тут же ответить: просто не все думают в категории, что бизнес должен за три года окупиться и его тут же можно будет продать. Ford создает задел на будущее, а время большой прибыли обязательно придет.
КРУПНЕЙШИЕ ИНОСТРАННЫЕ КОМПАНИИ
Место
Компания
Специализация
Выручка в 2005 г., млн руб.
Чистая прибыль в 2005 г., млн руб.
1
Метро кэш энд керри
Розничная торговля
53 834
2817
2
Тойота Мотор
Оптовая торговля
50 664
1790
3
Ашан
Розничная торговля
42 359
1703
4
Форд мотор компани
Автомобили и компоненты
39 203
-60
5
Пивоваренная компания Балтика
Алкоголь и напитки
34 359
6694
6
Филип Моррис Ижора
Табачная продукция
28 446
8386
7
Нестле Фуд
Оптовая торговля
27 267
-271
8
Фольксваген груп Рус
Оптовая торговля
24 602
545
9
Сан Интербрю
Алкоголь и напитки
23 627
497
10
Марс
Продукты питания
20 289
2258
11
Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия
Алкоголь и напитки
17 637
1513
12
Каспийский трубопроводный консорциум-Р
Транспорт
16 881
-10 450
13
СП Бизнес кар
Розничная торговля
15 998
838
14
ДаймлерКраслер автомобили Рус
Оптовая торговля
15 504
413
15
ИКЕА Мос
Розничная торговля
15 475
-773
16
Юнилевер СНГ
Оптовая торговля
14 268
420
17
Монди бизнес пейпа Сыктывкарский ЛПК
Лес и деревообработка
14 214
1220
18
Эйвон бьюти продактс компани
Оптовая торговля
14 137
2154
19
Рамэнка
Розничная торговля
14 114
41
20
Петро
Табачная продукция
13 642
-59
21
БМВ Русланд трейдинг
Оптовая торговля
13 260
1260
22
Сименс
Оптовая торговля
13 071
2203
23
Тетра пак
Упаковка
11 856
-53
24
Л’Ореаль
Оптовая торговля
11 748
1740
25
Международный московский банк
Банк
11 323
2993
26
Крафт фудс Рус
Продукты питания
11 125
561
27
Райффайзенбанк Австрия
Банк
10 832
2291
28
Проктер энд Гэмбл — Новомосковск
Бытовая химия
10 796
577
29
Пивоварня Москва-Эфес
Алкоголь и напитки
10 725
567
30
Автофрамос
Автомобили и компоненты
10 621
-1513
Журнал «Финанс.» № 36 (173) 18-24 сентября 2006 — Главная тема
Игорь Терентьев
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.