В Минсвязи решили не препятствовать желанию автомобилистов добираться в нужный пункт кратчайшим путем, грибникам, охотникам и рыболовам — отыскивать потаенные делянки, а спасателям — помогать попавшим в беду. Напомним, что действующее законодательство по использованию GPS-приемников (Global positioning system — система глобального позиционирования) позволяет правоохранительным органам привлечь любого пользователя этих систем к уголовной ответственности. Несколько лет назад, например, в Ростове поймали иностранца с «джипиэсником» и обвинили его в шпионаже, но затем, правда, отпустили.
Уже сейчас большинство ввозимых в Россию новых автомобилей имеет встроенные GPS-приемники, многие имеют часы с «электронным компасом», созданным на базе GPS, а начиная со следующего года этими приборами будут оснащаться практически все новые модели сотовых телефонов.
«Нельзя стоять на пути прогресса», — так корреспонденту журнала «Финанс.» прокомментировал намерения Минсвязи Алексей Троицкий — гендиректор компании «ПРИН», специализирующейся на поставках в Россию устройств спутниковой навигации. И добавил: «Так же, как персональными компьютерами или «мобильниками», о которых еще десять лет назад никто и не слышал, GPS и ее российским аналогом — системой спутниковой навигации ГЛОНАСС скоро сможет пользоваться практически каждый».
Рожденные в эпоху «холодной войны» ГЛОНАСС и GPS пользуются за рубежом колоссальным спросом. Согласно докладу американской правительственной службы коммерциализации космоса (Office Of Space Commercialization), в прошлом году продажи навигационного оборудования составили $7,34 млрд. Российских же потребителей этот бум практически не коснулся. Причина — доставшееся в наследство от СССР стремление «официальных органов» засекречивать все и вся.
Так, с одной стороны, согласно законам, работа с изделиями бытовой электроники, не содержащими радиоизлучающих устройств, не требует разрешения. А GPS-приемник лишь принимает сигналы со спутников и сам не является передатчиком. С другой — в России до сих пор засекречены географические карты с точностью более 30 метров, а также любые другие материалы, позволяющие определить координаты с такой точностью. Между тем современные GPS-приемники легко определяют координаты с точностью до 10-20 метров.
Специалисты связывают планы окончательно легализовать спутниковую навигацию в России с обещаниями зарубежных производителей сотовых телефонов включать космические приемники во все новые модели. Американская комиссия по связи решила, что владельцы таких «трубок» при звонке на номер 911 будут автоматически передавать свои координаты операторам службы спасения. Согласно плану, к 2005 году 95% всех новых мобильных телефонов в США будут содержать GPS-приемники. Подобные меры принимаются и в других странах.
Как сообщили корреспонденту журнала «Финанс.» в «Росавиакосмосе», за последнее десятилетие сектор космических навигационных услуг превратился в наиболее динамично развивающуюся отрасль коммерческой космонавтики. По прогнозам специалистов, в течение 10-15 лет приемники сигнала навигационных систем будут встроены в большинство импортируемых бытовых изделий, в том числе в наручные часы, сотовые телефоны, автомобили. Таким образом, число пользователей GPS-систем в России и за рубежом может превысить в общей сложности 1 млрд человек.
Одна из причин роста популярности спутниковой навигации в том, что платить за эти услуги не надо. Требуется лишь купить навигационный приемник и антенну, причем за рубежом потребительские спутниковые GPS-устройства стоят всего около $100.
В целях повышения эффективности использования навигационной аппаратуры все перспективные приемники навигационных сигналов и у нас, и за рубежом будут использовать сигналы двух систем — ГЛОНАСС и GPS. При этом, по мнению Алексея Троицкого, хотя каждая из национальных спутниковых группировок имеет свои параметры и индивидуальные особенности, «перспективы их интеграции огромны». И это прекрасно понимают производители, приступившие недавно к выпуску комбинированных GPS/ГЛОНАСС-приемников.
Тем не менее на пути победного шествия «электронных компасов» немало препятствий. Одно из них — отсутствие опять-таки по причине былой тотальной секретности электронных карт наших городов. Для начала нужно произвести хотя бы «оцифровку» карт Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга и других центров, а затем и всей остальной территории страны. При этом, как заметил Алексей Троицкий, «совершенно не обязательно наносить на карты шахты с ядерными ракетами или места расположения воинских частей».
Легализация карманной спутниковой навигации способна заметно улучшить финансовое положение всей российской космонавтики. Первый спутник в рамках программы ГЛОНАСС, создававшейся для точного наведения ракет и управляемых бомб, был запущен еще двадцать лет назад. Однако до планируемой численности в 24 орбитальных аппарата комплекс так и не вырос — не хватило средств. По неофициальным данным, сейчас в строю находится меньше десяти спутников. Учитывая то, что количество желающих точно знать, в какой именно точке земного шара они находятся, постоянно растет, частные пользователи могут стать главными спонсорами стратегической оборонной системы России.
Журнал «Финанс.» № 11 (12-18 мая 2003) — Экономика
Сергей Путилов
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.