Электронные возможности. Круг приверженцев механических торговых систем устойчиво растет. На рынке программных продуктов для интернет-трейдинга появляются решения, позволяющие создавать биржевых роботов на базе распространенных систем технического анализа: MetaStock, Omega TradeStation, Wealth Lab. Кроме того, системы интернет-трейдинга позволяют обмениваться данными по типовым протоколам (ODBC, DDE) с внешними программами, благодаря чему трейдеры могут генерировать торговые алгоритмы, например в MS Excel или собственных приложениях.
Некоторые финансовые компании, практикующие системный трейдинг, своими силами создают «тамагочи», которые взаимодействуют непосредственно с биржевым шлюзом. Это дает выигрыш в скорости, так как шлюз — компьютер со специальным программным обеспечением, связывающий сети биржи и брокерской компании, фактически является точкой доступа на торги.
Однако рост автоматизации торговли породил избыточную нагрузку на биржевые системы. Проблемы стали доставлять транзакции (выставление и удаление заявок), которые не приводят к совершению сделок, но требуют обработки в реальном времени на торгах. Рост рынка привлек как новых инвесторов, так и новых роботов, которые в большинстве своем и генерируют столько «паразитных» транзакций, сколько человек своими руками произвести просто не в состоянии. При дальнейшем росте активности автоматов возможны перегрузки биржевых систем, что чревато сбоями во время торгов. При этом однозначно идентифицировать «тамагочи» биржа не в состоянии — активного робота может выдать разве что большое количество совершенных транзакций в торговую сессию.
В связи с этим биржи хоть и увеличивают мощности своих систем, но одновременно изучают возможность введения ограничений для игроков, «приручивших» роботов.
Срочная действительность. Первой задумалась об этом РТС: в 2005 году планировалось ввести на срочном рынке FORTS плату за «лишние» транзакции — выставление и удаление ордеров. Биржа предполагала отслеживать соотношение совершенных сделок участника торгов и транзакций, не приводящих к ним. К примеру, для рядовых игроков рынка фьючерсов предлагалось установить это соотношение в размере 1 к 5, а за «лишние» заявки, превышающие лимит, взимать биржевой сбор — 0,1 рубля. Для маркетмейкеров рынка соотношение предполагалось более щадящее — 1 к 10. Плата бы начинала взиматься при проведении свыше 1000 транзакций за торговую сессию, но в конечном итоге РТС эту практику не ввела — по словам вице-президента биржи Романа Горюнова, «ситуация далека от критической».
Между тем проблема производительности торговой системы для рынка фьючерсов и опционов более актуальна, чем для других площадок. Это связано с тем, что система отслеживает открытые позиции каждого игрока: пересчитывает вариационную маржу в ходе торгов, а также проверяет его средства и средства расчетной фирмы при выставлении ордера. А на спот-рынках (РТС и ММВБ) происходит проверка только активов брокерской компании.
Нельзя забывать и об особенностях развития российского фондового рынка: этап организации торгов с поставкой против платежа (DVP) и 100-процентным депонированием активов ведущие мировые биржи уже прошли. Там совершают сделки исходя из лимитов брокерских компаний друг на друга с отсрочкой исполнения, а громоздкие расчеты в режиме реального времени, как правило, отсутствуют. Впрочем, это несет риски неисполнения обязательств участниками торгов и может привести к цепной реакции неплатежей, как это было осенью 2004 года с ADR «Мосэнерго» в Лондоне. Сделки заключались, а продавцы не могли поставить бумаги покупателям, так как не имели их в наличии. Но сторонники западного подхода приводят в пример прошлогоднюю историю с финансовой компанией REFCO, которую выкупил со всеми обязательствами американский брокер MAN Financial при возникновении у нее финансовых проблем.
Возвращаясь к FORTS, следует отметить, что биржа все-таки использует неформальные методы работы с «хулиганами». Так, например, был случай, когда игрок стал тестировать своего робота на торгах и с высокой частотой выставлял и снимал заявки, перегружая систему. Эти действия были связаны скорее с недопониманием ситуации, и после беседы с представителем биржи инцидент был исчерпан. Также биржа ограничивает деятельность гиперактивных игроков, используя приемы владельцев интернет-чатов по отношению к мусорному трафику. Транзакции такого игрока обрабатываются торговой системой с задержкой.
Спотовая реальность. Фондовая биржа ММВБ в связи с ростом рыночной активности также почувствовала давление роботов. Брокеры, обслуживающие большое количество клиентов, для полноценной работы используют несколько шлюзов. Но, как говорят трейдеры, при сильных ценовых движениях и высокой активности торгов «тормоза» в работе систем интернет-трейдинга — не редкость. Это проявляется в том, что биржевые данные на торговые терминалы поступают с некоторой задержкой, а заявка на торги выставляется несколько секунд. Для большинства трейдеров это несущественно, но для активных игроков (скальперов) последствия «тормозов» могут ударить по карману. При этом попытки определить причину задержек зачастую оказываются безрезультатными из-за большого количества технических звеньев и линий связи от игрока к торговой системе биржи.
В феврале-марте этого года система ММВБ была модернизирована для увеличения производительности. Однако серьезный рост объема торгов заставил комитет по технической политике ММВБ (в него входят представители биржи, разработчиков систем интернет-трейдинга и некоторых профучастников) оценить влияние роботов на торговый комплекс площадки. Члены комитета решили пока не вносить изменений в текущую политику биржи, однако учли мнения профучастников, не входящих в комитет. Их озвучил руководитель проекта NetInvestor Александр Пружинин, отметивший, что «трейдеры понимают актуальность проблемы и готовы к диалогу, при этом большинство из них — сторонники не технических ограничений, а экономических методов давления на «хулиганов»». В свою очередь, по словам старшего вице-президента ММВБ Николая Егорова, технические специалисты биржи следят за темпами роста фондового рынка и заблаговременно производят модернизацию программно-технического комплекса.
Взгляд изнутри. Ввиду молодости нашего рынка интерес вызывает мировая практика. По словам Александра Зайцева, директора компании «Интерсток», представляющей услуги брокеров на западных рынках, «на электронных биржах США при использовании в торговле систем прямого доступа (direct access) ограничений на автотрейдинг нет». Скорее наоборот, автоматизация торговли бурно развивается, брокеры активно предлагают средства прямого соединения с их серверами для клиентов, а те соответственно создают торговые автоматы. В результате за последние годы произошло резкое снижение доли сделок с крупными лотами, поскольку большие заказы сегодня выполняются роботами, которые дробят ордер и выполняют его по наилучшей возможной цене. Интересной является и организация выхода инвестора на торги: доступ к электронным биржам США сейчас во многом обеспечивают сети ECN (electronic communication network), к которым подключают свои системы брокерские компании. Выставленный на торги ордер может найти контрагента в ECN — этой же или другой, не доходя до биржи. А организатор торгов только отразит заключенную сделку. Это делает торги фактически распределенными и снижает нагрузку на систему биржи.
У отечественных операторов есть собственные рецепты. Так, в Русском арбитражном фонде предлагают ввести признаки «хулигана», акцентируя внимание на то, что маркетмейкеры работают на развитие всего рынка, а арбитражеры способствуют увеличению ликвидности, несмотря на то, что «дергаются на каждый тик». Кстати, 28 апреля фондовая биржа ММВБ приняла новые правила допуска к участию в торгах, которые предусматривают в том числе введение института специалистов — фактически маркетмейкеров.
В компании «Риск-инвест» отмечают, что специфика работы управляющего активами предполагает одновременное выставление торговых заявок по нескольким клиентским счетам. Трейдеры «Финама» видят ту же проблему — при управлении значительными суммами сделки совершаются относительно редко, но при этом, выставляя 20-100 заявок с разбивкой по счетам, управляющий не должен иметь затруднений. А вот «скальперов» при наличии технической возможности предлагается подключать к отдельным серверам биржи.
В «Атоне» соглашаются с тем, что гиперактивные игроки всем мешают. Специалисты компании предлагают вводить экономические санкции против брокерских компаний, которые в свою очередь будут разбираться с клиентом сами — так поступают некоторые европейские биржи.
Автоматическое коварство
Сегодня некоторые профессиональные участники эмоционально рассказывают о роботе, который «поселился» на рынке опционов FORTS и перехватывает ошибочно выставленные заявки, «ударяя» по ним. Этот торговый автомат для извлечения прибыли использует чужие ошибки, которые допускают трейдеры по невнимательности — выставление ордеров по опционам Call и Put разных страйков требует аккуратности.l
Журнал «Финанс.» № 23 (160) 19-25 июня 2006 — Финансовые рынки
Константин Илющенко
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.