«Федеральный бюджет 2009 года будет сбалансирован даже при среднегодовой цене нефти $60 за баррель», – заявил замминистра финансов Дмитрий Панкин. Если учесть, что совсем недавно речь шла о $70, сообщение утешительное. Если вспомнить, что «черное золото» уже падало в цене ниже $60, а компании нефтегазового сектора нынче занимаются перекройкой своих планов, закладывая в них баррель по $50, оптимизм как-то меркнет. Проект федерального бюджета на 2009 год верстался исходя из средней цены $95, и нефтегазовые доходы были спрогнозированы в размере почти 4,7 трлн рублей (это более 40% суммарных поступлений). Верить в реалистичность этих проектировок становится все сложнее.
Перспективы появления небольшого дефицита в федеральном бюджете в обозримом будущем не так страшны, как это может показаться на первый взгляд. Во-первых, его вполне можно будет покрывать заемными средствами: государственный долг России сейчас очень невелик. Во-вторых, конец бюджетного благоденствия должен вызвать у чиновников и политиков не только чувство некоторого дискомфорта, но и полезное отрезвление. Вероятно, разговоры о необходимости строить в Москве финансовый центр и превращать рубль в мировую резервную валюту будут звучать реже. Кризис хорош тем, что заставляет отвлекаться от высоких материй и возвращаться к более прозаическим задачам.
Региональные госфинансы должны дать властям дополнительную пищу для ума. Первым субъектом федерации, ощутившим кризис на собственной
шкуре, стал вовсе не один из дотационных регионов Северного Кавказа или Дальнего Востока, а экономически процветающее Подмосковье (стр. 34). Особую пикантность ситуации добавляет то обстоятельство, что с лета в правительстве области фактически нет министра финансов и после освобождения этого поста Алексеем Кузнецовым сменилось уже двое исполняющих обязанности.
Пока серьезной озабоченности не чувствуется. Да, губернаторы многих регионов объявили о предстоящем сокращении аппарата. Но трудно сказать, насколько полезной будет такая экономия. Скорее всего, просто упразднят незанятые ставки. В любом случае главная проблема бюрократии не столько в ее многочисленности, сколько в низкой производительности труда и запредельной коррумпированности. Второе секвестированием бюджета точно не лечится.
Есть другие расходы, к которым стоило бы присмотреться. Вот, к примеру, председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вадим Тюльпанов опроверг слухи об изменении доли участия города в финансировании стадиона для футбольного клуба «Зенит», а также делового «Охта-центра». Многие горожане наверняка разочарованы. Да и Москва могла бы безболезненно сократить кое-какие расходные статьи. Например, не строить анонсированный минувшим летом санаторий на берегу Мертвого моря, где бы «отдыхали и лечились москвичи», не вкладывать деньги в развитие очень немосковских аэропортов и тому подобные проекты.
Да
Бен Бернанке напомнил Алана Гринспена
Нет
Торговый баланс ослабел от нефти
Журнал «Финанс.» №41 (276) 03.11–09.11.2008 — Ответы экономики
Анна Ким
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.