1. Программа передач первого канала на 19 августа текущего лета содержала фильм «Империя наносит ответный удар», который так и не был показан, может быть, в связи с неприятными для кого-то ассоциациями. Тем не менее несомненно, что к 15-летию путча ответный удар бюрократии состоялся в полной мере. Мнение начальства почти во всех сегментах жизни заменило или формирует мнение общественное. Даже на финансовом рынке игроки остерегаются высказывать какое-либо несогласие с озвучиваемыми с высоких трибун позициями руководства регулирующих органов. Поэтому начальство иной раз даже лишено возможности узнать о собственных ошибках.
2. О состоянии финансового рынка, казалось бы, говорят высокие рейтинги инвестиционной привлекательности российской экономики от международных агентств, которыми любят убаюкивать себя отечественные финансовые власти. Но, возможно, это не достоинство экономики, а недостаток применяемых при рейтинговании подходов. В этом легко убедиться на примере постоянно растущих оценок, которые получают от большой тройки западных агентств банки с государственным участием. С точки зрения формальной логики западных аналитиков участие государства обеспечивает низкий уровень кредитного риска, а следствием этого уровня является более низкий уровень процента на выдаваемые госбанкам на Западе кредиты. Это делает частные российские банки менее конкурентоспособными, при этом за скобками оценок остается вопрос: а о каком по качеству государстве идет речь? Ведь западные кредиторы в свое время достаточно высоко оценивали и платежеспособность существовавшей 15 лет назад страны, что не спасло ее от исчезновения.
3. С другой стороны, финансовый рынок в 1991 году в стране отсутствовал. Основным финансовым инструментом была сберегательная книжка. Теперь около 14 млн россиян, по оценкам социологов, являются акционерами, что, кстати, втрое меньше, чем десять лет назад сразу после массовой приватизации. За эти десять лет государство укрепилось в качестве главного акционера в большинстве эмитентов, определяющих капитализацию российского финансового рынка. То есть можно констатировать количественный рост капитализации при упадке ее качества. Так и не отмененная после развала СССР диалектика говорит о возможности перехода количества в качество, но не исключает и обратного. Этот фактор придает наибольшую рискованность вложениям инвесторов, пока идущих на поводу спекулятивных настроений своих консультантов.
4. 15 лет назад самым популярным словосочетанием было «демократическая Россия». Сейчас уже понятно, что все, кто его употреблял, путал желаемое и действительное. Ныне очевидным фактом является «бюрократическая Россия». Так или иначе существует и финансовая Россия, функционирование тысяч институтов которой в числе прочего наглядно отличает нынешнюю Россию от ее советского варианта. Таким образом, налицо несоответствие между способом организации общественно-государственной надстройки и, как раньше говорили, производственными отношениями, товарно-денежными по своему существу. Пока оно разрешается традиционным для России образом — тотальным коррумпированием бюрократии. В этих условиях бороться, например, с инсайдом на финансовом рынке все равно, что предлагать капли от насморка раковому больному.
5. Курс финансовой терапии может состоять в продаже основной части государственных пакетов акций, но он не будет назначен до новых выборов. Непонятно, кто и когда примет такое решение. Одна из сложностей состоит в том, что продать госпакеты надо не из-за денег, потребность в которых в условиях профицита бюджета отсутствует, а «из принципа», который, правда, надо еще иметь или хотя бы знать. До тех пор, пока это не произошло, в качестве критерия, показывающего «финализацию расчетов» с советским прошлым и бюрократическим настоящим, хочется предложить что-нибудь такое же наглядное, как открытие первого «Макдональдса» в Москве.
Например, уход от миноритарного государственного участия в крупнейшем розничном страховщике, существовавшем и 15 лет назад, где оно сохранилось, наверное, только молитвами частного собственника.
Журнал «Финанс.» № 33 (170) 28 августа — 3 сентября 2006 — Финансовые рынки
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.