На аукцион 7 апреля будут выставлены четыре лота, на которые не было подано ни одной заявки в ходе последних торгов, проводившихся 5 марта. Стартовая цена таких объектов, как ООО «Кузнецкий горно-обогатительный комплекс», коксохимическое производство и доменный цех, снижена по сравнению с ценой на аукционе 5 марта примерно на четверть — до 246 млн рублей, 125,4 млн рублей и 55,7 млн рублей соответственно. Больше всего уменьшилась начальная цена ОАО «Сталь КМК» — на 45% до 58 млн рублей.
Остальные лоты, на которые в ходе торгов 5 марта было подано по одной заявке — листопрокатный цех КМК, ООО «Сибирские товары», ООО «Промышленное строительство КМК», ООО «Завод по ремонту металлургического оборудования», ООО «Автотранспортное предприятие КМК», — будут проданы тем компаниям, которые заявляли о своем намерении купить их. Как сообщил журналу «Финанс.» конкурсный управляющий ОАО «КМК» Юрий Зверев, все заявители подтвердили свои намерения о покупке лотов по установленной цене и сейчас идет процесс заключения договоров. Юрий Зверев подтвердил, что на часть лотов заявки были поданы от компаний, представляющих интересы «ЕвразХолдинга». Однако он не уточнил, какие именно лоты отойдут в итоге этой компании, контролирующей КМК.
Назначенные на 7 апреля торги будут уже шестыми по счету. Предыдущие аукционы были признаны несостоявшимися из-за отсутствия заявок. Единственным успехом была продажа на торгах 27 января трех объектов компаниям, представлявшим интересы «ЕвразХолдинга». ООО «Рельсы КМК» и ООО «Коммерческий центр» были проданы единым лотом за 793,95 млн рублей, а ООО «КМК-Энерго» — за 190,95 млн рублей. В ходе реструктуризации КМК к середине прошлого лета комбинат был разделен на девять дочерних обществ. На данный момент реализованы лишь наиболее привлекательные объекты.
Так, «Рельсы КМК» являются практически единственным в России производителем рельсов. На продукцию этого предприятия есть надежный покупатель в лице МПС. Кроме того, при реорганизации обанкротившегося КМК в состав ООО «Рельсы КМК» были выведены самые современные металлургические активы комбината, такие как электросталеплавильный цех № 2, мощность которого после модернизации увеличилась до 850 тыс. тонн стали в год. Другие же два предприятия, приобретенные «ЕвразХолдингом», — «Коммерческий центр» и «КМК-Энерго», тесно связанные технологически с «Рельсами КМК». Например, теплоэлектроцентраль, входящая в структуру «КМК-Энерго», может полностью покрыть потребность «Рельсов КМК» в электроэнергии.
Не реализованные пока лоты скорее всего будут куплены опять же структурами, близкими к «ЕвразХолдингу». Одна из причин, по которой оставшиеся объекты не представляют интереса для других инвесторов, состоит в том, что такие предприятия, как «Кузнецкий ГОК», «Промышленное строительство КМК», «Завод по ремонту металлургического оборудования», «Автотранспортное предприятие КМК», слишком технологически связаны с «Рельсами КМК». А «Сталь КМК» вообще станет обузой для любого покупателя, и «ЕвразХолдингу», возможно, придется приобрести этот объект только затем, чтобы завершить процедуру конкурсного производства на КМК. В состав «Стали КМК» входит самый проблемный актив комбината — устаревшее и крайне неэффективное мартеновское производство. Поэтому уже на аукционе 5 марта часть объектов, включенных изначально в состав этого предприятия, была выставлена отдельными лотами — коксохимическое производство, доменный и листопрокатный цехи. Тем не менее Юрий Зверев считает, что «два-три года, а то и пять лет мартеновское производство будет еще существовать — но тут все зависит от ситуации на мировом рынке стали».
Как отмечает аналитик ИК «Финанс-Аналитик» Наталья Кочешкова, активы КМК вряд ли интересны кому-нибудь, кроме «ЕвразХолдинга», и из-за низкой ликвидности бумаг КМК, и из-за того, что «ЕвразХолдинг» контролирует комбинат и является его основным кредитором. Однако возникает закономерный вопрос — зачем холдинговая компания проводит так много безрезультатных аукционов, ведь она могла бы сразу установить приемлемую для себя цену на интересующее ее имущество КМК? По мнению Натальи Кочешковой, при предыдущих аукционах «ЕвразХолдинг», очевидно, прогнозировал отсутствие претендентов и в связи с этим возможность приобретения интересующих его активов чуть позже, но по сниженной стоимости.
Юрий Зверев же считает, что цена имущества КМК была установлена на более или менее оптимальном уровне. По его словам, главным из тех факторов, что учитывались при оценке КМК, была рыночная ниша, которую сейчас занимает комбинат и будет занимать в будущем по определенному продуктовому ряду. «А то, что мы не видели очереди из инвесторов, желающих приобрести имущество КМК, говорит лишь о том, что наша оценка стоимости была практически предельной, — заявил он. — Еще бы немного завысили цену — и не продали бы ничего. За последние несколько лет, к примеру, в США произошло много банкротств достаточно крупных металлургических предприятий. Одно из них, кстати, было продано всего лишь за $1 млн. Уверен, что это предприятие было значительно лучше КМК. Но рынку эти мощности были не нужны».
Журнал «Финанс.» № 5 (31 марта-06 апреля 2003) — Бизнес
Илья Ефимчук
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.