Офшорная экономия

При использовании международного лизинга эффект от экономии налогов значительно выше, чем при внутрироссийских сделках. Особенно эффективными являются варианты, применяемые внутри холдингов или групп компаний. Им проще организовать такую схему, так как большинство участников сделки будут находиться под их контролем. Кроме того, можно получить дополнительную экономию для лизингодателя, если подключить к схеме офшорную компанию, которая предоставит заем иностранному лизингодателю. Об одном из вариантов такой схемы «Ф.» рассказал вице-президент группы компаний Consulco International Михаил Соболев. Она позволяет российскому инвестору уменьшить базу по налогу на прибыль на территории России за счет лизинговых платежей в пользу иностранной компании, а также избежать уплаты налога на имущество организаций.

В сделке участвуют российская компания — лизингополучатель, иностранная организация — лизингодатель, а также офшорная компания. Сначала офшорное предприятие предоставляет заем иностранной компании. Она заключает договор лизинга с российской фирмой и приобретает для нее имущество у иностранного продавца. Имущество ввозится на территорию РФ. При этом взимаются таможенные пошлины и НДС, но уплачиваются они не сразу, а постепенно, периодическими платежами — по 3% от суммы ежемесячно, в течение 34 месяцев. После завершения сделки российская компания начинает переводить иностранному предприятию лизинговые платежи, которые относит на расходы, связанные с производством и реализацией. При осуществлении лизинговых платежей российская фирма не обязана удерживать налог с дохода иностранного предприятия (стандартная ставка — 20% со всей суммы лизингового платежа за минусом возмещения стоимости имущества лизингодателю), если оно заранее предоставило ему подтверждение постоянного местопребывания в государстве, с которым у РФ есть соглашение об избежании двойного налогообложения (Кипр, Швейцария, Нидерланды, Швеция). Смысл соглашения в том, что в соответствии с российским законодательством получение иностранными организациями доходов от лизинговых операций не приводит к образованию постоянного представительства в РФ. Это условие должно быть также предусмотрено в контракте. В некоторых договорах указывают, что роялти (платежи за право пользования имуществом), возникающие в одном государстве (России) и выплачивающиеся резиденту другого государства, подлежат обложению налогами только в стране пребывания получателя платежей (лизинговой компании). Получается, что российская организация, выплачивающая роялти иностранному лизингодателю, является налоговым агентом по налогу на доходы, но не удерживает его с лизинговых платежей. Кроме того, если предмет лизинга находится на балансе лизингодателя, российское предприятие помимо всего прочего не платит налог на имущество, полученное по договору. Иностранное предприятие — лизингодатель тоже не является плательщиком налога на имущество, находящееся в России, так как его деятельность не приводит к созданию постоянного представительства в РФ. При этом если иностранное предприятие состоит на налоговом учете в России, то у него есть возможность делать вычеты по уплаченному ранее таможенному НДС. Либо это право есть у российского лизингополучателя, если по условиям лизингового договора именно он платит НДС в соответствии с режимом «временный ввоз».

Кроме того, иностранное предприятие вычитает сумму выплаченных процентов по займу, полученному от офшорной компании из своей прибыли. А уже с оставшейся суммы оно уплачивает подоходный налог, как правило, по низкой ставке.

В случае если лизинговое имущество закупается в России, все происходит так, как описано выше, но не возникает таможенных платежей. Регистрации в России представительства или филиала иностранного лизингополучателя не требуется. Для того чтобы это предприятие получило право на вычеты сумм НДС, уплаченных при приобретении объекта лизинга у российского продавца, достаточно просто поставить иностранную компанию на учет в российских налоговых органах. Это делается по месту осуществления деятельности, то есть в данном случае — по месту налогового учета российского лизингополучателя. Саму процедуру постановки может провести любой человек, если оформить на него соответствующую доверенность. Это же лицо может передавать счета-фактуры лизингополучателю, вести бухучет в России и передавать отчетность российскому налоговому органу. Такая деятельность также не приводит к образованию постоянного представительства в России и соответственно к налогообложению прибыли лизингодателя и имущества в России, за исключением тех случаев, когда имущество является недвижимым.

Журнал «Финанс.» № 7 (144) 20-26 февраля 2006 — Услуги для бизнеса
Наталья Логвинова

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.