Казалось бы, в России не составит труда найти нужных людей, способных принести реальную пользу инвестиционным компаниям. Но это не так. Дефицит квалифицированных кадров ощущается на всех позициях. Ключевое слово – «квалифицированных». «Многие просто хотят получать деньги, но при этом ничего не умеют и не знают», – недоволен Дмитрий Ретунский, возглавивший в апреле этого года УК «Агро Стандарт». Некоторые компании вынуждены брать людей прямо с улицы и сразу же бросать в бой. По мнению заместителя гендиректора ИБ «КИТ Финанс» Сергея Гречишкина, в недалеком прошлом главы рынков капитала по странам СНГ Merrill Lynch, проблема нехватки профессиональной рабочей силы недооценена: «Это наиболее фундаментальный риск для развития экономики России – и намного больший, чем так часто упоминаемая расстановка политических сил или колебания цен на нефть».
Причин дефицита немало. Во-первых, рынок инвестиционных услуг еще молод – кадровый «голод» настиг компании буквально в последние три-четыре года, когда многие оправились от кризиса или только открыли бизнес. Высшие учебные заведения попросту не успели подготовить грамотных специалистов. «Может быть, только сейчас, когда и в вузах осознали возросший спрос со стороны управляющих компаний, начнется «штампование» профпригодных», – рассуждает один из топ-менеджеров. «У нас много конкурентов в борьбе за людей из других финансовых секторов. К примеру, аналитики нужны не только инвестиционным и управляющим компаниям, но и банкам – следовательно, и спрос на них тоже растет», – объясняет вторую причину дефицита исполнительный вице-президент Газпромбанка Анатолий Милюков. На топ-менеджеров из смежных «отраслей» также идет охота: к примеру, в конце прошлого года Илкка Салонен, долгое время возглавлявший Международный московский банк, занял пост президента УК «Ренессанс Управление инвестициями». По идее решить проблему нехватки трудовых ресурсов можно за счет привлечения профессионалов с западных рынков – портфельных менеджеров, сейлзов. Но, по мнению гендиректора УК «ВТБ Управление активами» Алексея Шкрапкина, это не самый оптимальный способ утолить кадровый «голод»: «Российский рынок специфичен. Для постижения принципов его работы понадобится не один год».
Кто кого ищет. Впрочем, дефицит дефициту рознь. Говоря об ИК, рекрутеры уточняют: с финансовыми директорами, работниками бэк-офисов ситуация более или менее налажена – от них требуется выполнение «стандартного» набора операций. От клиентских менеджеров, наоборот, ждут неординарного подхода. «Таких профессионалов нигде не учат, их готовит рынок», – отмечает гендиректор компании Headhunter Юрий Вировец. Грамотного сейлза заменить сложно – особенно, если речь идет об ИК, чья клиентская база состоит всего из нескольких клиентов-миллионеров.
У управляющих компаний другая головная боль. Большинство топ-менеджеров сходятся во мнении: самый дефицитный «товар» – портфельные менеджеры. Настоящих профессионалов, которым довелось работать и во времена роста, и в периоды падения фондового рынка, можно пересчитать по пальцам. Причем, если на «обычное» управление кандидата найти еще можно, то менеджера, специализирующегося на неординарных стратегиях, сегодня днем с огнем не сыщешь. За таких людей разгорается ожесточенная борьба. Недавно своего рода кадровую победу одержала УК «Газпромбанк – управление активами», заполучившая Василия Иванова, одного из лучших портфельных менеджеров 2006 года по версии «Ф.». Его успехи «Ф.» отметил, когда управляющий трудился в УК «Альфа-капитал».
Эмоциональные надстройки. Что руководит человеком из инвестиционной сферы, получившим заманчивое предложение? Редко кто-то уходит только из-за денег, специалисты придают значение и многим другим условиям. «Набор мотиваций у всех примерно одинаковый. Просто одним аспектам придается больший вес, другим меньший. К примеру, для менеджеров нижнего звена на первом месте деньги. «Топам» больше важны другие факторы, лежащие в сфере нематериальных отношений», – рассуждает Антон Ляшедько, в апреле возглавивший УК «Ак Барс Капитал». Многих профессионалов интересует реализация проектов с нуля. Большинству небезразлично имя работодателя. «Один из важных моментов – брэнд, под которым работает сотрудник. Значимое имя управляющей компании и хорошая репутация – сильный фактор притяжения для специалистов», – свидетельствует управляющий директор УК «Церих» Павел Толмачев.
В финансовом секторе распространена практика партнерства, позволяющая наемному менеджеру стать совладельцем бизнеса. Подобные программы, к примеру, давно работают в ИК «Тройка Диалог» – основной владелец компании Рубен Варданян готов поделиться «кусочком» бизнеса с теми, кто помогает воплощать его финансовые мечты. Для кого-то это оказывается сильным мотивирующим фактором. Так, Анатолий Чабак, бывший гендиректор УК «Уралсиб», предпочел партнерство с Альбертом Гавриковым в «АГ Капитал» руководству одной из крупнейших управляющих компаний.
Свой или чужой. Впрочем, разговор о деньгах всегда уместен. По данным рекрутинговых агентств, размер ежегодной компенсации топ-менеджера в инвестбанковской сфере порой превышает $3 млн. И с каждым годом затраты на персонал растут. Причем связано это не только с повышением зарплат и бонусов, но и с увеличением бизнеса компаний, расширением штатного расписания. «Есть прописная истина: в инвестиционном банке основной капитал – это люди. Следовательно, это не издержки, а повышение капитализации самой компании», – рассуждает заместитель гендиректора ИФК «Метрополь» Наталья Анненская. Но так или иначе материальные выплаты сотрудникам отражаются в расходной части бюджета, они влияют на себестоимость продаваемых продуктов и конкурентоспособность компании.
В какой-то мере оптимизировать расходы позволяет практика взращивания собственных кадров. «Такой сотрудник – человек системы, который знает правила ее работы. Если же приглашать «варяга», может возникнуть внутренний конфликт с самой системой», – считает Антон Ляшедько. Примеров успешного «выращивания» молодых сотрудников до специалистов высокого уровня пока немного, но они есть. Один из лучших портфельных менеджеров по версии «Ф.» Владимир Потапов начинал в УК «Тройка Диалог» младшим аналитиком. Другой пример: фондом «КИТ – российская электроэнергетика» (стр. 66) управляет Евгений Батаев, карьера которого начиналась в УК «КИТ Финанс» также с должности младшего аналитика. «Вырастить своего работника – дешевле, но это занимает много времени. При этом существует вероятность, что «выращенный» сотрудник уйдет из компании. Все-таки успешная УК – это не учебное заведение», – рассуждает Павел Толмачев. Некоторые известные компании, «Ренессанс Капитал» например, не особо заботятся о «подрастающем поколении», скупая громкие имена.
Сегодня крупные компании не позволяют себе ставить «молодых» на ключевые позиции. А ведь еще три-четыре года назад такое было вполне возможно. «Сейчас, в период экстенсивного роста, управляющие не могут рисковать, привлекая только «молодых». Наилучший вариант – сбалансированный подход, когда на высоких должностях находятся люди с опытом, а «студенты» в это время постигают азы работы», – предлагает компромисс Алексей Шкрапкин.
Топ-перестановки в инвестиционной сфере в 2006–2007 годах
1. Игорь Репинв мае 2007 года стал директором финансового управления «Тройки Диалог», покинув пост директора московского офиса «Дрезднер-банка».
2. Елена Титовазанимала позицию управляющего директора в российском отделении Goldman Sachs. В мае 2006 года перешла на аналогичную должность в Morgan Stanley.
3. Михаил Хабаровпокинул пост генерального директора компании «Альянс Росно УА» и в сентябре 2006 года встал у руля УК «Альфа-Капитал».
4. Анатолий Чабакв феврале 2007 года с позиции генерального директора УК «Уралсиб» перешел в инвестиционную компанию «АГ Капитал», где работает в должности управляющего директора.
5. Алексей Чаленков августе 2006 года покинул ФК «Уралсиб», где работал в должности директора по управлению частными активами корпорации. В данный момент занимает пост генерального директора УК «Инвестиция» и советника президента компании «Интеко».
6. Алексей Шкрапкиноставил должность генерального директора УК «Капиталъ» в феврале 2007 года и возглавил УК «ВТБ Управление активами».
Миграция инвестиционных кадров в 2007 году
Персона
Прежняя должность
Нынешняя должность
Время перехода
Сергей Гречишкин
глава рынков капитала по странам СНГ в Merrill Lynch
заместитель генерального директора ИБ «КИТ Финанс»
апрель
Джейсон Манолопулос
управляющий директор Росбанка
управляющий директор группы структурирования инвестбанка «Траст»
апрель
Гордон МакКаллок
соруководитель московского представительства Goldman Sachs
управляющий директор по торговле ценными бумагами и работе с институциональными инвесторами в ИГ «Ренессанс Капитал»
апрель
Алан Вудкок
глава направления по маркетингу производных инструментов и структурных продуктов Merrill Lynch (Йоханнесбург)
управляющий директор, глава подразделения глобального маркетинга производных инструментов ИГ «Ренессанс Капитал»
апрель
Дмитрий Соколов
председатель наблюдательного совета «Петербургбанк-аудит»
финансовый директор ИГ «Энергокапитал»
март
Кирилл Петров
генеральный директор ИК «АК Барс Финанс»
старший вице-президент, директор департамента операций на финансовых и фондовых рынках Бинбанка
февраль
Олег Серегин
Начальник отдела развития банка «Зенит»
глава УК «Интерфин Капитал»
февраль
Илкка Салонен
председатель правления ММБ
президент УК «РенессансУправление инвестициями»
январь–февраль
Эрик Вигертц
управляющий директор – глава синдиката в департаменте операций на фондовом рынке Deutsche UFG
исполнительный директор Marshall Capital Partners
январь–февраль
Леонид Бершидский
главный редактор журнала Smart Money
управляющий директор ИБ «КИТ Финанс»
январь–февраль
Андрей Килин
управляющий активами УК «Атон-менеджмент»
портфельный управляющий УК «Альфа-капитал»
январь
Дмитрий Сачин
замруководителя управления активами ФК «Уралсиб»
исполнительный директор ИК «Ист Кэпитал»
январь
Журнал «Финанс.» №18 (204) 14-20 мая 2007 — Биржа
Кирилл Айзин, Анна Дорофеева
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.