Он любил рок-н-ролл и говорил, что именно в этом секрет его успеха. Музыка подсказывала Джону Де Лориану, чего хочет молодежь. Первый большой успех ему принесла работа главного инженера в Pontiac — подразделении General Motors: при нем компания, чью продукцию прежде называли «автомобилями для старых дев», создала модель GTO, ориентированную на любителей всего модного, спортивного и сексуального. Новинка 1964 года превзошла все ожидания: было продано в пять раз больше машин, чем планировалось. Вскоре Джон Де Лориан возглавил входящий в GM Chevrolet, а в начале 70-х занял пост вице-президента GM. Наблюдатели в один голос прочили ему пост главы компании.
Но произошла сенсация. В 1973 году Джон Де Лориан отказался от работы, приносившей ему $650 тыс. в год, чтобы создать собственную компанию DeLorean Motor. Однако новому проекту не везло с самого начала. На разработку первого и единственного автомобиля у команды Джона Де Лориана ушло семь лет и уйма денег. Помимо частных инвесторов в финансировании DeLorean участвовало правительство Великобритании, вложившее в проект более 80 млн фунтов стерлингов. На то были политические причины: Джон Де Лориан разместил производство в Северной Ирландии, где обещал создать более 2 тыс. рабочих мест.
Детище DeLorean — модель DMC-12 с двумя откидывающимися вверх дверьми, клиновидным неокрашенным стальным кузовом — было представлено публике в 1981 году и вызывало у одних восторг, у других полное отторжение. Автомобиль мог мчаться со скоростью 175 км/ч, а с места до 100 км/ч разгонялся за 10,5 секунды. Проблема была в том, что машина стоила более $25 тыс. — гораздо дороже, чем могло себе позволить большинство покупателей, тем более в разгар рецессии. Завод выпустил около 9 тыс. машин и в 1982 году был закрыт. Сейчас модель DMC-12 — скорее предмет гордости коллекционера, чем простое средство передвижения. Ее звездный час настал в 1985 году, когда вышел фильм Стивена Спилберга «Назад в будущее» с DMC-12 в роли машины времени.
К провалу в бизнесе добавились проблемы с правоохранительными органами. В 1982 году Джон Де Лориан был арестован по обвинению в хранении кокаина с целью продажи, но суд его оправдал. Неудачей закончились и попытки инвесторов DeLorean разобраться в суде с неудавшимся автомагнатом. Хотя все обвинения были сняты, Джон Де Лориан уже не мог вернуться в любимый автомобильный бизнес — слишком дурная о нем шла слава. В 1999 году он обанкротился и лишился практически всего своего имущества. Неделю назад Джон Де Лориан умер в больнице от последствий перенесенного недавно инсульта. Ему было 80 лет.
Журнал «Финанс.» № 12 (102) 28 марта — 3 апреля 2005 — Автофинансы
Анна Ким
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.