Исключая проблемы, принесенные стихией в Азии, в целом для туризма год оказался неплохим. Так, директор компании «Весь мир» Павел Грановский признался, что абсолютные показатели по прибыли и числу клиентов значительно выросли. Эту тенденцию подтверждают и другие операторы.
В очередной раз лидером предпочтений российских туристов стала Турция — за весь прошлый год здесь побывали более полутора миллионов человек, что на 26% больше, чем в 2003 году. Активно едут россияне в Анталью, Кемер, Белек, Мармарис, Сиде, Бодрум. Их не смутили ни весенние слухи об активизации боевых действий курдов, ни летние землетрясения: как отмечают операторы, количество отказов в этот период было минимальным. Не отпугнул отдыхающих и взрыв в отеле «Хилтон» в египетском городе Таба в октябре прошлого года — поток российских туристов в «страну фараонов» не снизился и составил в 2004 году около 800 тыс. человек. По словам PR-директора компании Tez-tour Софьи Соболевой, люди, которые раньше предпочитали ездить в Египет преимущественно зимой, в прошлом сезоне покупали туры в эту страну круглый год. Самыми популярными курортами по-прежнему являются Хургада и Шарм-эль-Шейх.
«Египет был и остается самым недорогим направлением отдыха, к тому же там появилось множество отелей, работающих по очень популярной у россиян системе all inclusive («все включено»)», — заявил «Ф.» один из туроператоров. За Египтом, продолжающим оставаться в какой то мере лидером «зимним», подтягивались ОАЭ. Если говорить о летнем отдыхе, то, по словам и. о. директора департамента продвижения турпродукта компании «Капитал-тур» Надежды Найдис, значительного прогресса удалось достигнуть Тунису и Хорватии.
В моде — острова. В целом заметна еще одна тенденция года — рост интереса к островному отдыху. По мнению Софьи Соболевой из Tez-tour, люди тянутся к покою и тишине, стараются избегать мегаполисов. Хит нынешнего сезона — страны Карибского региона: Доминиканская Республика, Мальдивские острова и Куба. Особенно выделяется Доминикана — по словам представителя Tez-tour, все минусы, к которым относятся длительный двенадцатичасовой перелет и дорогой авиабилет, покрываются отличным сервисом и разнообразием услуг.
«В течение всего сезона рос спрос на Кубу, Канарские и Карибские острова», — отметила Софья Соболева. Если бы год закончился на неделю раньше, можно было бы говорить и об успехах Юго-Восточного направления: до цунами поток туристов в Таиланд и другие страны региона стремительно рос.
А вот для европейских стран второй год подряд картина не очень благоприятная. Несмотря на активную рекламу, Кипр и Испания не смогли восстановить туристические объемы двух-, трехлетней давности. Не особо изменилась статистика и по другим странам ЕС — все же дорогая Европа выглядит менее привлекательно, нежели «долларовые» курорты. Общая положительная динамика за год достигается европейскими странами в основном за счет зимнего периода, когда любители горных лыж и популярных новогодних туров отправляются в Италию, Францию, Австрию и Словакию. При этом большинство россиян стремятся выбирать дорогие горнолыжные курорты и отели, что не может не радовать операторов.
Эти тенденции в предпочтениях потребителей заставляют турфирмы искать новые пути по привлечению туристов. «Для того чтобы расширить целевую аудиторию наших клиентов в сторону людей с более высоким доходом, мы в этом году выходим с качественно новыми тематическими и индивидуальными программами, способными удовлетворить самых взыскательных путешественников», — заявил «Ф.» Павел Грановский из компании «Весь мир».
Эти особенные русские. Туроператоры отмечают, что клиенты стали более тщательно готовиться к отпуску: подбирать качественные отели (четыре или пять звезд) и более дорогие страны. По словам заместителя генерального директора компании «Экспресс-лайн» Дениса Мамаева, это обстоятельство стало одной из причин снижения популярности отдыха в Подмосковье. Соотношение «цена-качество» редко оказывается в пользу отечественных курортов.
Еще один минус отечественных курортов — инфраструктура. Большинство отелей не приспособлено для разнообразных видов отдыха: либо лечение, либо море. Те же, что сочетают в себе «турецкую модель» (водные горки, анимацию, разнообразные развлечения), относятся к высшей ценовой категории и стоят дороже пятизвездочных турецких отелей. Другая характерная черта — стремление большинства хозяев отелей и санаториев переманить частного клиента у туроператоров и продавать свои услуги напрямую. По мнению Дениса Мамаева, подобная практика противоречит международным стандартам. Для зарубежного отеля предложить частному лицу цену ниже, чем оператору, — нонсенс. И все же, несмотря на высокие цены, «домашний» отдых остается наиболее популярным у россиян. На российском побережье Черного моря в высокий сезон (июнь-август) все гостиницы и санатории были заполнены.
Все в сеть. Среди позитивных тенденций нынешнего сезона туроператоры отметили существенно возросшее число бронирований туров через интернет. По оценке Софьи Соболевой из Tez-tour, летом в разгар сезона количество онлайн-бронирований достигло рекордной отметки — 64% от общего числа заказов. «Изначально позиционируя себя как технологичную компанию, мы только приветствуем такую тенденцию», — объясняет она. Клиент покупает тур и получает исчерпывающую информацию, не выходя из дома или офиса, а компания экономит время и деньги.
В компании «Капитал-тур» также подтвердили увеличение числа бронирования туров через интернет на 30%. Правда, по словам Надежды Найдис, главным препятствием для более массового развития продаж частным лицам турпакетов через сеть является отсутствие развитой системы электронных платежей. Далек от оптимизма и заместитель председателя совета директоров компании «Туральянс» Игорь Корепанов: «Несмотря на разговоры о существенном росте онлайн-бронирования, число реальных продаж подсчитать сложно, да и число активных пользователей интернета в России не слишком велико».
Популярность безвизовых направлений, по мнению операторов, зависит не столько от нежелания сталкиваться с посольствами, сколько от особенностей «русской души». «Сегодня россияне довольно часто ездят за границу, и визовые проблемы стали скорее исключением из правил. Но, учитывая привычку наших туристов задумываться о месте отдыха в последний момент, когда визу даже при желании получить уже невозможно, единственным вариантом остаются безвизовые страны», — объясняет Денис Мамаев из «Экспресс-лайна».
Довольно часто российские туристы, привыкшие в последние годы к спецпредложениям, до последнего ждут от компаний «горящих» путевок. У европейцев же давно сформировалась культура планирования своих отпусков, и они бронируют номера в отелях за полгода, а нередко и за год до своего очередного отпуска. Россияне тоже вынуждены привыкать к подобной практике: в последнее время дешевых путевок и скидок все меньше.
«Бесстрашные» туристы. Трагедия в Юго-Восточной Азии выявила многие проблемы отечественной туриндустрии: это и слабое развитие услуг по страхованию туристов, и финансовые проблемы многих компаний, и пробелы в законодательстве. По словам представителей крупных компаний, аннуляция туров в этот период приближалась к стопроцентной отметке. В этой ситуации законодательные противоречия привели к конфликтам между всеми участниками рынка: туроператорами и агентами, авиакомпаниями и клиентами. «Есть буква закона и есть массовый конфликт с клиентской базой — между ними и приходится лавировать. Полная выплата клиенту потраченных им средств за нереализованный отдых может привести к краху многих компаний, однако отказ от выплаты компенсации может ударить еще сильнее», — объясняет Игорь Корепанов из «Туральянса».
Если во всем мире страхование отдыха является обыденным делом, то в России от невыезда страхуются единицы. По словам операторов, необходимо вводить систему обязательного страхования, как это сделано в ряде европейских стран. В этом случае можно было бы избежать конфликтов между операторами и потребителями, аналогичных тем, которые возникли в январе. Сейчас же данная услуга настолько редка на рынке, что не все компании ее рекламируют и не все страховщики предлагают.
Сюрпризов не будет. В отношении наступившего сезона представители отрасли дают осторожные прогнозы. «Туризм подвержен катаклизмам и изменениям, как никакой другой сектор экономики, — отмечает Денис Мамаев из «Экспресс-лайна». — Экономические, политические и даже погодные факторы — все они влияют на спрос». Предугадать, какие сюрпризы приготовит природа или собственное правительство, невозможно. «Само по себе восстановление турпотоков после трагедии в Азии, учитывая ее масштабы, займет довольно много времени: сегодня туристы отказываются не только от Таиланда и Индонезии, но и от других близлежащих регионов», — пояснил Павел Грановский из компании «Весь мир». К весне, по словам представителей турбизнеса, положение дел стабилизируется и будут заметны тенденции к росту. Если не случится глобальных катаклизмов, стихийных бедствий или терактов, отрасль будет развиваться поступательно и динамично. По направлениям сюрпризов ждать не приходится, большая часть туристов отправится в Турцию, Египет или по России. По словам представителей компании «Весь мир», рост потока на острова: Мальдивы, Сейшелы, Карибы, Гоа и Доминикану в этом году также усилится.
Журнал «Финанс.» № 5 (95) 7 — 13 февраля 2005 — Личные финансы
Александр Потапов
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.